Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Паракинское земское начальное народное училище

    Открытие в селе Паракино земского начального народного училища в 1881году связано с именем просветителя народов Поволжья, директора начальных народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова (1831–1886) – отца основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина.

    В 1869 году Илья Николаевич, проработавший после окончания Казанского университета в 1854 году сначала старшим учителем математики и физики Дворянского института в Пензе, затем с 1863 года – на этой же должности в Нижегородской гимназии, был назначен инспектором, а затем в 1874 году – директором народных училищ Симбирской губернии. Симбирская губерния в то время была одной из самых крупных в Среднем Поволжье (население 1,2 млн. человек), но по состоянию народного образования одной из самых отсталых. Особенно бедственным было положение нерусских школ.

    Вступив в должность, Илья Николаевич ознакомился с состоянием училищ. Оно было плачевным: по отчетам в губернии числилось от 420 до 456 школ, из них работали только около 80. Одной из числящихся школ была и школа в селе Паракино. После переноса в 1845 году сельского удельного училища из Паракино в центр Бузаевского приказа, в с. Шугурово, в селе не было учебного заведения. По мнению руководства Алатырской удельной конторы количество грамотных и в других удельных селениях было недостаточно. В связи с этим, в ноябре 1858 г. контора обратилась в Департамент уделов с просьбой позволить учредить приходские школы при церквях в тех селениях, где не было сельских училищ. 30 мая 1859 года Департамент уведомил контору, что «разрешает Вам дозволить священникам тех селений, где нет сельских училищ, обучать крестьянских мальчиков грамоте и молитвам в собственных их домах». Срок обучения устанавливался по программе сельских училищ – от 3 до 4 лет, если же проводилось обучение только молитвам и чтению – от года до 2 лет. За обучение мальчиков священникам устанавливалось вознаграждение от 30 до 60 руб. серебром в год. Вероятно, в соответствии с этим указанием в конце 50-х начале 60-х годов в селе Паракино была открыта школа при Христорождественской церкви. Она содержалась на средства крестьян и удельного ведомства.

    После принятия «Положения» от 26 июля 1863 года в отношении удельных крестьян, в соответствии с которым они перестали зависеть от удельного ведомства, и в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 года все сельские удельные училища и школы Симбирской губернии были переданы в ведение созданных уездных и губернских училищных советов, состоявших из чиновников и представителей земств. Из-за отсутствия у земства финансовых средств, большинство бывших удельных учебных заведений на территории губернии фактически перестали работать.

    Так, в Докладе попечителю Казанского учебного округа И. Н. Ульянов сообщал, что в Ардатовском уезде в 1869 году «лишь 18 училищ из 34 существующих могли более или менее производить обучение детей. Остальные же не могли выполнить предназначенные им роли». Этого количества училищ было, безусловно, мало. Ведь только в Ардатовском уезде в 1870 году проживало 154135 человек, в том числе мордвы — 62904.

    Илья Николаевич начал свою деятельность с упорядочения сети школ: открытии новых и закрытии неработающих, а числящихся в отчетах. В его Отчете за 1871 год указывалось, что наряду с открытием в губернии 17 новых училищ, закрыты 18, среди них были закрыты училища в селах: Симкино, Паракино, Кайбычево, Шугурово и др. (Отчет о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии за 1871 гражданский год. Симбирск, 1872. – С. 25–26). Мотивируя эти действия, И. Н. Ульянов указывал основные причины в малочисленности учащихся и «недостатке средств на уплату учителям и по неимении помещений».

    И. Н. Ульянов намечает широкую программу переустройства народного образования в Симбирской губернии, в том числе улучшения начального обучения среди нерусских народностей губернии. В нее входили задачи рационального размещения народных училищ не только по русским, но и по мордовским, татарским и чувашским населенным пунктам, улучшения их учебной и материальной базы, привлечения в училища наибольшего количества учащихся, подготовки квалифицированных учителей, внедрения передовых методов обучения и воспитания с учетом национальных особенностей учащихся. Первоочередной задачей Ульянова стало упорядочение существующих начальных народных училищ и открытие новыхю. На этом пути он встретил значительные трудности. Они заключались в отсутствии средств на открытие училищ, в препятствиях со стороны властей инициативе нового инспектора, в крайней нищете крестьянства.

    Наряду с открытием новых народных училищ среди мордовского населения И. Н. Ульянов проводил большую работу по строительству школьных зданий, их благоустройству, по укреплению школьного бюджета.

    В работе по укреплению материальной базы начальных народных училищ, как и в других мероприятиях, И. Н. Ульянов постоянно опирался на крестьянство, «...расположение народа к начальным школам, как рассадникам грамотности,— писал он в одном из своих писем в учебный округ, – видно из постоянного увеличивающегося числа начальных школ».

    Благодаря деятельности Ильи Николаевича, число начальных народных училищ с каждым годом увеличивалось. Так, если в начале деятельности И. Н. Ульянова в Ардатовском уезде работало фактически 18 училищ, то к 1885 году их число возросло до 42. Среди вновь открытых училищ было и Паракинское. Илья Николаевич добился от земства выделения средств на содержание училища, часть средств стали вносить и сами крестьяне. В 1881 год в селе Паракино, благодаря усилиям И.Н. Ульянова, было открыто земское начальное народное училище. Сведения об этом содержатся в «Отчете о состоянии народных училищ Симбирской губернии за 1881 год» (Симбирск, 1882), составленном Ильей Николаевичем Ульяновым.

    Земское начальное народное училище открылось в здании, в котором располагалась закрытая в 1871 году школа. Это было специальное школьное здание. Рисунок здания, его план хранятся в Государственном архиве Ульяновской области в фонде Директора начальных народных училищ Симбирской губернии.

    1877 год - План и фасад школьного здания Паракинского начального училища. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 99. Оп. 1. Д. 350. Л. 29

    Паракинское училище было одноклассным, срок обучения в нем был 3 года. В помещении земского начального народного училища могли обучаться только 16-17 человек, но уже в первые годы после открытия в нем обучалось 35 мальчиков. В Отчете за 1884 год Илья Николаевич указывал, что помещение Паракинского училища переполнено, он прилагал усилия по поиску средств для строительства нового здания. Но его замыслы не смогли осуществиться из-за преждевременной кончины в 1886 году.

    1898 год – План и фасад Паракинской земской школы. Государственный архив Ульяновской области. Ф. 99. Оп. 1. Д. 350. Л. 32

    За 16 лет работы Ильи Николаевича в губернии было открыто 257 народных училищ, количество учащихся увеличилось с 10 до 20 тысяч. Деятельность И. Н. Ульянова по активизации усилий сельского крестьянства во многом способствовала тому, что Симбирская губерния вышла на одно из первых мест в России по степени участия трудового населения в делах школы. Одной из главных сторон просветительской деятельности И. Н. Ульянова была забота о повышении качества обучения, введении в мордовских училищах учебных книг К. Д. Ушинского и Н. А. Корфа, внедрении в школьную практику эффективных методов и приемов обучения, подготовке учительских кадров нового типа. Выступая против бессмысленного заучивания отвлеченных книжных текстов, против схоластики в обучении, против всего того, что процветало в старой школе, Илья Николаевич ставил задачу развивать мышление школьника, учить его наблюдать жизнь, сравнивать, сопоставлять предметы и явления, делать выводы и применять знания на практике, в повседневной жизни. Благодаря этому в мордовских школах, несмотря на значительные трудности, качество обучения не уступало лучшим русским училищам губернии. И.Н. Ульянов проводил огромную работу по снабжению нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу его деятельности по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья.

    Ведомость о количестве учащихся в начальных народных училищах Ардатовского и Курмышского уездов за 1883 год.

    ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 1331. Л. 3– 3 об.

    Долгое время учителем Паракинского земского училища был Петр Игнатьевич Евграфов. Стаж его работы составлял 32 года: с 15 сентября 1878 года по 23 декабря 1910 года.

    26 апреля 1911 года – Прошение бывшего учителя Паракинского земского народного училища Петра Игнатьевича Евграфова директору народных училищ Симбирской губернии о назначении ему пенсии за 32 года педагогической деятельности. ГАУО. Ф. 99. Оп. 1. Д. 831. Л. 2, 9 об.

    После Октябрьской революции 1917 года Паракинское начальное земское училище было преобразовано в школу I ступени.