Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Традиции


    Основной составной частью духовной культуры эрзян являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства.

    Они подразделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.

    В обрядах эрзян постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов. Одним из важнейших событий жизни любого человека, его ближнего окружения является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами.

    Зимний обрядовый цикл начинался с Роштовань кудо, в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

    На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодежью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

    Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре эрзян — Масленица (Мастя). Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

    В канун Вербного воскресенья - первого христианского праздника весенне-летнего календаря девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов.

    Большая группа обрядов проводилась на Пасху. В середине IX века в некоторых мордовских селах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день эрзяне устраивали поминовение предков, просили у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (Инечинь пуре).

    Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица (Тровиця).

    В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо), до сих пор бытуют во многих селениях).

    Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков «моление о дожде» (пиземе озкс ), «моление на меже» (межань ознома).

    Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

    В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба. С этого дня в эрзянских селениях проводился праздник Тейтерень пиянь кудо.

    Цикл сезонных мордовских обрядов выделялся у мордвы до начала XX века. Постепенно они утратили магическо-ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, урожая и др.

    Источники:

    Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 992 с.

    Федянович Т. П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка (кон. XIX — 70 е гг. ХХ в.) // Совет. этнография. — 1979. — № 2.

    Семейные обряды мордвы: тр. НИИЯЛИЭ. — Саранск, 1984. — Вып. 76.

    Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000.

    Корнишина Г.А.. Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001.

    Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002.

    Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность. — Саранск, 1992.

    Поделиться публикацией: