Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Традиции
  • Контакты
  • Услуги

  • Троица является последним большим праздником весеннего цикла, который знаменовал конец сева. Еще до принятия христианства мордовские крестьяне в это время совершали ряд молений, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту, благополучие в хозяйстве. Эти моления про-водились как всей общиной (веленъ озкс), так и отдельными группами мужчин (атянь озкс) и женщин (бабань озкс или бабань каша). Они проводились у водного источника: реки, ручья или колодца, а также у почитаемых деревьев.

    Известно, что самым главным молением было общесельское моление: веленъ озкс или веленъ пуре. Оно могло проводиться как на Троицкой неделе, так и после нее - вплоть до Петрова дня. Обычно моление длилось трое суток. В первые два дня молились верховному богу и покровителям различных природных стихий, а на третий день устраивали солдатозкс - просили здоровья и легкой службы для солдат. Во время молений совершали ряд магических действий: обливание участников водой - чтобы вызвать дождь, подбрасывание вверх яиц - чтобы зерно было с яичный желток и т. п.

    Повсеместно проводилось женское моление, в котором участвовали и дети. Основным ритуальным блюдом на нем была каша, отсюда и название этого озкса - бабань каша. Это блюдо, как и другие продукты, отличающиеся множественностью (орехи, бобы, зерна злаков), было олицетворением изобилия. Если на другие моления кашу обычно приносили уже сваренной, то здесь ее готовили на месте. Причем для усиления магического воздействия часто ее делали из зерен разных сортов. Возможно, что это было отголоском древнего обычая приго-товления панспермии - каши из всех злаковых и бобовых культур, которые выращивали в той или иной местности. Ей приписывалась большая магическая сила, которую якобы обеспечивала именно такая смесь. Обрядовую кашу в качестве жертвы богам зарывали в землю, бросали в воду, клали в дупло или вешали в лукошке на священные деревья. Ритуальную кашу относили домой, где кормили ею семью и домашний скот, чтобы обеспечить им здоровье и плодовитость.

    Необходимо обратить внимание на то, что во время бабань озкса иногда варили и салму, которая также была множественным продуктом. Над ней молились о размножении овец: «Сколько клецок в миске, пусть настолько же прибавят в поголовье серые овцы!». Как и на других молениях приносили в жертву животных.

    После окончания моления женщины шли на поле, где просили верховного бога не пускать на посевы своих «птиц», под которыми имелась в виду саранча. Затем все присутствующие снимали пояса, распускали волосы и бегали по полю, «изгоняя саранчу».

    Кроме того, пожилые женщины совершали моление на меже - грань озкс. Оно проводилось с целью задобрить Мода аву и Моданьпаза Шкала (богиню и бога земли), которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым квасом.

    В засушливое время устраивали моления о дожде - пиземе озкс. С молитвой о дожде обращались к богине воды Ведьаве. При этом проводилось оно около ручья, реки, озера и т.п.

    Рассматривая современные национальные традиции необходимо подчеркнуть, что праздничная культура мордовского народа сегодня, в начале XXI столетия, получает свое новое звучание. Помимо домашнего соблюдения обрядов и ритуалов, праздники продолжают сохранять свою масштабность. Так, стало традицией приезжать в Зубово-Полянский район Республики Мордовия на летний национально-фольклорный праздник «Акша келу» («Белая береза»). Издавна в этот день мордва собиралась, чтобы показать спортивную удаль и мастерство. Ширится география регионов, откуда приезжают на него целыми семьями. Неслучайно этот праздник стал победителем интернет-голосования «7 чудес финно-угорского мира».

    Таким образом, Троица – прекрасный древнейший праздник, наполненный не только интересными обрядами, но и религиозным содержанием и философским смыслом. Он позволяет нам на время сделать паузу в бесконечной жизненной суете, чтобы подумать о душе и наполнить свой внутренний мир тихой радостью от созидания гармонии окружающего мира.

    Мастер-класс 1. Уличные гуляния и игры в праздник Троицы

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Ведущий. Добрый день, дорогие бабушки, дедушки и внуки!

    Мы продолжаем вспоминать праздник Троицы. В этот день проводили не только сельские или семейные моления, но и уличные шествия и гуляния.

    Накануне праздника дома и площадки, где проходили гуляния, украшались зелеными ветками, прежде всего березы, цветами, яркими лентами. Наряднее всех украшали березку в центре села — символ Троицы, она одна из первых облачается в зелёную дымку листьев. Ветками этого дерева, а также свежескошенной травой, разными цветами и ароматной зеленью принято было украшать и храмы, и собственные дома. Ведь этот «первоцвет» ассоциируется с обновлением природы, началом нового жизненного цикла и благополучием.

    Праздник Троицы впитал в себя прежние дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы и вплетали их в косу. Центральным предметом Троицкого цикла была укра-шенная березка, вокруг которой развивались основные события. За березкой ходили девушки накануне или рано утром в Троицкий день. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» - кизэнъ чи (э.), который девушки «приводили» в деревню. Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.

    Вызывает интерес один факт. В конце Троицкой недели устраивался традиционный массовый карнавал Тундонь ильтямо (э.) - проводы весны, который и сейчас проводится во многих мордовских селах. Для него опять же наряжали березку, ее несли впереди праздничной процессии. Главным ее персонажем была Весна — девушка с большим венком на голове. Иногда этот венок или большой букет несли на шесте или прикрепляли наверху березки. Во многих селениях каждый конец выбирал свою Весну и наряжал свою березку. Иногда вместо березки впереди процессии несли девочку, наряженную платками, а в некоторых местах - крест или фигуру из зелени и цветов. Образ Весны, которая олицетворяла дух растительности, изображали и люди (Спужалат, Калинат, Куклат, Вирьломантъ, ломантъ). В костюме этих персонажей обязательно присутствовала различная зелень. Спужалат и Калинат накручивали на голову травы и ветки, пришивали к костюму листья папоротника, а Вирь ломанть (э.) (лесные люди) и Вирьават (лесные женщины) с ног до головы опутывались растительностью. Из ветвей, трав, цветов изготовлялись чучела людей, животных - лошадей, женские фигуры: цветочная и конопляная молодушки, крапивная сношенька. На последние надевались женские головные уборы и другие элементы костюма.

    В праздничном шествии принимали участие и другие обрядовые персонажи - жених и невеста, дед и бабка, медведи и т. д. Навстречу им выносили угощение, обычно пиво. За это ряженые должны были петь и плясать или разыгрывать сценки, которые часто имитировали трудовые процессы. Во время движения процессии ее участники совершали разнообразные магические действия, которые должны были обеспечить здоровье людей и животных, их плодовитость. Для этого зрителей обливали вином или пивом, хлестали их ветками, цветами, пучками зелени.

    Далее необходимо подчеркнуть, что заканчивался обряд на ржаном поле или у речки. Здесь бросали березку и ритуальный венок Весны, ряженые раскидывали цветы и ветви со своих костюмов, разрывали на части чучела, чтобы передать посевам и воде плодоносящую силу растений. На поле девушки разбрасывали и свои кольца. Таким образом они стремились отдать земле свою молодую силу. Если же церемония оканчивалась у речки, то полагали, что вода от соприкосновения с растительностью становится целебной, недаром все участники карнавала купались в ней. А девушки, войдя в воду, били себя березовыми ветками, приговаривая: «Килей паз! Пошли нам гостя (то есть ребенка)».

    Существовало несколько вариантов обычая, связанного с венками и водой. Основная суть обряда сводилась к бросанию венков в реку или ручей. В первую очередь обращали внимание на венок Весны — венок, которым украшалась главная березка или девушка в уличном шествии. Если этот венок тонул, то это предвещало несчастье всей общине. Далее венки бросали в воду все девушки, присутствующие на празднике. Считалось, если венок тонул, то его хозяйка заболеет или умрет, если же он плыл по течению, то она выйдет замуж. Был и особый обряд бросания венков — Окликание невест «Троицянь одирьват», который имел место быть самым главным, кульминационным на этом празднике. Во время данного обряда молодые женщины, вышедшие в прошлом году замуж, в сопровождении всего народа, в красивых национальных костюмах идут на пруд и пускают по воде Троицкие венки, как бы прощаясь с молодостью, надеясь на счастливую семейную жизнь, и загадывают желания.

    Кроме того, существовал еще один обряд, связанный с венками. Он называется «Кумление». Девушки в хороводе меняются своими венками, но прежде троекратно целуются через них, приложив их друг к другу, как «оконце», дают обещание никогда не браниться и жить в дружбе. Этот обряд завершается весёлым хороводом.

    Мордовские девушки украшали себя зеленью и цветами и в Петров день. Накануне они топили баню, где мылись мочалками из растений и цветов, а затем раскидывали их на полу бани. В этот праздник молодые люди хлестали друг друга зелеными ветками. Все это должно было обеспечить им здоровье, красоту и плодовитость.

    В целом этот праздник связывался с надеждами на богатый урожай, благополучие рода. Все обычаи и обряды были направлены на положительный настрой, чтобы в этот день никто не думал о плохом и не обижался, чтобы все желали только хорошего своим близким и родным.

    Давайте вспомним, были ли подобные карнавальные гуляния на Троицу в вашем селе?

    Мастер-класс 2. Народные песни в праздничные гуляния Троицы

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит: гармонь или баян, тексты песен

    Ведущий. Добрый день! На этом мастер-классе предлагаем вспомнить эрзянские песни, которые посвящены весеннему празднику Троицы. Поскольку главным символом народного праздника является украшенная березка, то вспоминаем песню именно об этом дереве.

    Луганяса келуня.
    Луганяса келуня 
    Точк ночк куман дерон келуня 
    Вишке кума кумандерон келуня 
    Келунть ало скамьяне 
    Келунть ало скамьяне 
    Точк ночк куман дерон скамьяне 
    Вишке кума кумандерон скамьяне 
    Скамьянть лангсо од тейтерь 
    Скамьянть лангсо од тейтерь 
    Точк ночк куман куман дерон од тейтерь 
    Вишке кума кумандерон од тейтерь 
    Месть лангсонзо, пильгсэнзэ 
    Месть лангсонзо, пильгсэнзэ 
    Точк ночк куман дерон лангсонзо 
    Вишке кума кумандерон пильгсэнзэ 
    Ашо паля лангсонзо
    Ашо паля лангсонзо
    Точк ночк куман дерон лангсонзо 
    Вишке кума кумандерон лангсонзо 
    Якстерь котат пильгсэнзе
    Якстирь котат пильгсэнзе
    Точк ночк куман дерон пильгсэнзе 
    Вишке кума кумандерон пильгсэнзе 
    Месть мельсэнзе – прявсэнзэ
    Месть мельсэнзе - прявсэнзэ
    
    Точк ночк куман дерон мельсэнзэ 
    Вишке кума кумандерон превсэнзэ 
    Мазый цера мельсэнзэ
    Мазый цера превсэнзэ
    Точк ночк куман дерон од цёра 
    Вишке кума-кумандерон од цёра 
    
    Кодамо моро минь моратано
    Кодамо моро минь моратано?
    Да кодамо, кодамо моро уставатано?
    Кизэ чинь моро минь моратано,
    Маней шкань моро уставатано.
    Кизэ чинь морось: вай, луга, луга,
    Маней шкань морось: вай, луга, луга.
    Луганть кункшкава сравтовсь ки,
    Луганть куншкава тапазь виде ки
    Кияванть молить колмо покшт ушмот,
    Те кияванть молить колмо покшт ушмот.
    Весе ушмантнэ сынь киштить, морыть
    Весе ушмантнэ, сынь пейдить, ракить.
    

    Давайте исполним эти песни вместе? Можем спеть и другие песни, которые пелись в вашем селе на праздник Троицы.

    Мастер-класс 3. Праздничное угощение

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит: ингредиенты для приготовления яичницы.

    Ведущий. Добрый день! На этом мастер-классе предлагаем вспомнить весеннему празднику Троицы.

    Праздничное застолье у эрзян в день Троицы – особый обед. За столом только те гости, которых хозяева рады видеть – нельзя приглашать в этот день в дом недобрых или неприятных людей. Стол принято застилать самой красивой расшитой праздничным узором скатертью, а среди блюд должны присутствовать непременно выпеченные изделия. Хозяйка печет сама – и чем больше будет разнообразие выпечки, тем богаче и счастливее выдастся год.

    Нельзя в этот день без яиц – они считаются обязательным атрибутом праздничного стола. Вообще, стол в Троицу должен быть богатым и содержать на себе все – овощи, фрукты, яйца, мясные блюда и рыбные, караваи и много выпечки. Чем щедрее хозяева угощают гостей – тем благосклоннее к ним весь год будет природа.

    Раньше наши предки во время празднования Троицы на поляне делали костер, ставили на него чугун и варили на огне яичницу из яиц и молока, принесенных каждым из дома. Этим блюдом угощали всех.

    Рецепт данного блюда очень прост.

    • Способ 1: в чугун наливают молоко и ждут, когда оно закипит. Как только молоко закипело, начинают добавлять яйца и постоянно помешивать в одну сторону до получения однородной массы. Постепенно содержимое чугуна густеет. Затем накрывают крышкой и томят 20-25 минут.
    • Способ 2: сначала размешивали яйца с молоком. Затем данную смесь вливали в чугун. Как только смесь яиц и молока закипала, ее начинали мешать в одну сторону до загустения. Далее чугун накрывали крышкой и варили до готовности. Яичница готова. Ее ели с хлебом, солью, луком и первой зеленью. Приятного аппетита!

    Согласитесь, данное блюдо напоминает нам омлет.

    Сегодня мы это блюдо сделаем на нашем мастер-классе. Вместо чугуна и костра мы будем использовать кастрюлю и современную газовую плиту.

    Мастер-класс 4. Секреты народного творчества «Праздник Троицы»

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит: молодые березовые веточки и полевые цветы.

    Ведущий. Добрый день! Сегодня мы будем делиться знаниями и умениями по плетению венков.

    Изготовление венка - это целый ритуал. У мордовского народа на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав. Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, в праздник Троицы или Раськень озкс.

    Накануне праздника Троицы эрзяне ветками березы наряжали избу. Их вешали на наличники, на входную дверь. Молодые люди ходили в лес за ветками деревьев, из которых девушки вязали венки. Раньше в каждом доме на праздник Троицы появлялись березовые веточки и пучки летних полевых трав. Это символизировало хороший урожай и безбедный год.

    Кроме того, береза всегда считалась защитником от любого зла, поэтому именно ветки березы вставляли в оконные рамы или просто вешали возле окошек и дверей – чтобы не проникла злая сила. Сегодня такие ритуалы помогают приумножить богатство, жить безбедно с благословением высших сил, и оградить дом от зла.

    Приступим к плетению венков.

    Мы подготовили молодые березовые веточки (они очень эластичны и хорошо гнутся и не ломаются) и полевые цветы.

    Как сплести венок из веток и цветов?

    Способ №1


    Рис.1.

    Первый метод плетения знаком нам всем (см. рис. 1). Для его выполнения необходимо собрать в пучок несколько цветов или 3-4 веточки березы. Затем к полученному букету нужно добавить еще один бутон или веточку, а его стебель оплести вокруг стеблей уже имеющихся цветов или веток. Последующие растения нужно укладывать точно таким же образом, крепко обвивая их стеблями в получившийся пучок. Бутоны необходимо располагать очень плотно, чтобы венок смотрелся густым, и в нем не было просветов.

    Способ №2


    Рис.2.

    Второй метод плетения подразумевает использование принципа плетения косички (см. рис.2). Для его выполнения необходимо взять три цветка или ветки и начать плести косу. После первого готового узла в последующий необходимо добавить еще один цветок или ветку. Новый цветок или ветка должны быть расположены по центру косы, так чтобы все цветы или листья веток находились на одной линии. Каждый последующий цветок (ветку) нужно вплетать точно таким же образом.

    Как закончить венок?

    Когда венок достигнет нужных размеров и будет подходить к голове, его необходимо соединить. Процесс окончания плетения основывается на соединении двух концов венка и их связке. Связать концы венка можно прочной травинкой, тонким прутиком, нитью или лентой. Торчащие концы стеблей необходимо аккуратно обрезать и спрятать внутрь плетения.

    Венок готов!


    Надеюсь, что полученные знания вы примените на практике и на праздник Троицы украсите свои дома ветками березы, а также сплетете венки.

    Поделиться публикацией: