Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Методическое пособие по оценке качественных результатов социокультурной проектной деятельности на примере проекта «Приземление»

    Ссылка на книгу

    Введение

    Реализация проекта «Приземление» основывалась на результатах изучения мнения творческой молодежи о сельских территориях и сельском образе жизни. Данный подход применялся для того, чтобы сделать проект привлекательным для молодого поколения и создать в последующем модель работы по его привлечению к посещению села и приобщению к сельской жизни. Исследование мнения молодежи проводилось до начала реализации проекта и после проведенных мастер-классов и итогового мероприятия.

    На основании результатов первого предварительного опроса была составлена и скорректирована тематика мастер-классов и программа итогового мероприятия. В совокупности с итогами заключительного опроса участников проекта разработан комплекс мер по привлечению молодых людей к посещению села и приобщению к сельской жизни через создание площадок для их профессиональной самореализации.

    1. Описание методики оценивания качественных результатов реализации социокультурного проекта в сельской местности

    Имея многолетний опыт социально-проектной деятельности, организаторов проекта «Приземления» волновал вопрос создания наиболее востребованного комплекса мероприятий у целевой аудитории, а также эффективного инструмента достижения цели проекта и оценки его результатов. С учетом этого запроса организаторами было решено провести исследование мнения участников проекта до и после его реализации и при этом своевременно использовать результаты предварительного опроса для корректировки содержания мероприятий проекта.

    Разработанная нами методика оценки качественных результатов проекта включала в себя следующие этапы:

    1. разработка тематики мастер-классов и программы итогового мероприятия, которые были вынесены для оценки представителями целевой аудитории;
    2. проведение предварительного опроса участников проекта «Приземление», чтобы выявить их мнение о предлагаемых мероприятиях проекта и установить истинные представления о сельской жизни и причины посещения/непосещения села;
    3. анализ результатов опроса и корректировка на его основе тематики и содержания мастер-классов и программы итогового мероприятия проекта;
    4. проведение мастер-классов и итогового мероприятия с учетом мнения участников проекта;
    5. проведение повторного опроса участников проекта после каждого мастер-класса и в завершении итогового мероприятия;
    6. сравнительный анализ ответов участников проекта до и после его проведения и выработка рекомендаций по реализации проекта в последующем в данном селе, которые могут использоваться в аналогичных селах других регионов.

    Особенности разработанной методики оценки качественных результатов проекта:

    • проведение предварительного опроса участников проекта для фиксации исходного положения в системе ценностей молодежи, что позволило бы оценить и измерить качественные и количественные изменения в установках и ценностях молодого поколения по итогу реализации проекта;
    • использование методики не только для оценки результатов проекта, прежде всего качественных, а для учета мнения целевой аудитории еще до начала реализации мероприятий проекта, чтобы выявить ее истинные запросы и пожелания в отношении посещения и жизни в селе;
    • использование результатов предварительного опроса для коррекции тематики и содержания проводимых мастер-классов и итогового мероприятия проекта;
    • проведение опроса не просто с представителями целевой аудитории, а с теми молодыми людьми, которые будут непосредственно участвовать в мероприятиях проекта, что позволило разработать максимально востребованные мастер-классы и повысить заинтересовать участников в посещении итогового мероприятия и в дальнейшей реализации проекта в будущем;
    • проведение опроса по принципу здесь и сейчас, то есть в момент поездки на мастер-класс и обратно после него, что позволяло, во-первых, занять время участников мастер-класса в дороге и собрать обратную связь со всех участников, а во-вторых, полученная информация была со свежими впечатлениями, и участники не забывали упомянуть все свои пожелания и просьбы;
    • обсуждение и фиксация ответов во время опроса, проводимого по принципу «здесь и сейчас», позволяло участнику сформулировать для себя и отрефлексировать полученные знания, новые смыслы и укоренить в своем сознании новые ценности о сельском образе жизни, культурном наследии и творческой самореализации в селе;
    • введение в инструментарий опроса критериев, которые позволили на прямую (ранжирование предложенных ценностей) и косвенно (намерение предпринять действия по изучению истории и освоению быта семьи своих предков) оценить изменения в системе ценностей молодых людей;
    • создание инструментария для опроса с существенным количеством открытых вопросов, которые давали информацию, выраженную на языке участников (молодежи) и без ограничений вариантов содержания мастер-классов, что позволяло получить более достоверные и разнообразные данные для улучшения качества мероприятий проекта.

    Проведение исследований сопровождалось тщательной разработкой и утверждением программы и инструментария опроса. Программа исследования включала в себя следующие компоненты:

    Цель исследования — выявить установки творческой молодежи Мордовии в отношении сельских территорий и сельского образа жизни, выработать методику и подобрать инструменты для приобщения молодых людей к культурному наследию российского села, раскрытия его актуального потенциала.

    Задачи:

    1. Оценить установки и ценности в отношении традиционной сельской жизни у молодых людей, увлекающихся различными видами творчества;
    2. Определить востребованность и привлекательность для данной группы молодежи действующих в селе объектов традиционной культуры;
    3. Выявить новые инструменты и форматы привлечения молодых людей к посещению мероприятий и объектов традиционной сельской жизни.

    Гипотеза исследования — разработка и реализация содержания мастер-классов с учетом истинных пожеланий творческой молодежи позволит ей непосредственно соприкоснуться с культурным наследием села и изменить свои представления и действия в отношении посещения и проживания в селе.

    Выборочная совокупность — выборочная совокупность совпала по численности с генеральной совокупностью, поскольку все заявленные участники мероприятий проекта приняли участие в опросе. Вид выборки — сплошная.

    Инструментарий опроса — опрос сочетал элементы устного и письменного опроса, а также возможности онлайн среды. Для предварительного и заключительного опросов были разработаны анкеты, которые участники могла заполнить самостоятельно в печатном виде либо в онлайн формате. Кроме того, в ряде случаев бланк анкеты использовался как опросник для интервью и устной беседы с участниками проекта, прежде всего, на итоговом мероприятии. Инструментарий опроса (бланки анкет) представлены в приложениях 1 и 2.

    Хронологические рамки исследования — предварительный опрос проводился ноябре — декабре 2022 г, опрос после каждого мастер-класса и итогового мероприятия проводился в январе — июле 2023 г.

    2. Итоги предварительного опроса потенциальных участников проекта «Приземление»

    Анализ результатов опроса респондентов стоит начать с описания их социально-демографических характеристик.

    Средний возраст респондентов составил 18,1 года. Подробнее ответы показаны в таблице 1.

    Таблица 1 — Распределение респондентов по возрасту, %

    Возраст Доля участников данного возраста
    14 – 15 лет 4,7
    16 – 17 лет 48,2
    18 – 22 года 45,5
    23 – 25 лет 1,6

    Среди респондентов в основном были девушки — 92,7 %. Респондентов мужского пола было 7,3 %.

    Все респонденты были школьниками или студентами. Подробнее данные об образовании респондентов представлены в таблице 2.

    Таблица 2 — Образование респондентов, в %

    Уровень получаемого образования Доля участников данного уровня
    8 – 9 классы 2,6
    10 – 11 классы 1,0
    Техникум, колледж 85,9
    Вуз 10,5

    Основную долю респондентов составили студенты учреждений среднего профессионального и высшего образования. Учитывая тематику нашего исследования, привлекались прежде всего студенты творческих специальностей. Среди них в большинстве были специальности: дизайн 23,6 %, живопись 33,5 %, декоративно-прикладное искусство (ДПИ) в том числе педагог ДПИ 27,7 %, хореография 12,5 %. Кроме того, было несколько студентов направления подготовки «История» — 2,7 %.

    Кроме обучения по творческим специальностям респонденты имели и творческие хобби. Подробнее виды увлечений и доля респондентов показаны в таблице 3.

    Таблица 3 — Виды увлечений и хобби респондентов, %

    Наименование хобби Доля респондентов
    Рисование, живопись 84,2
    Графика 41,4
    Архитектура, дизайн 41,0
    Фотография 27,5
    Вышивка, шитье, мода 21,2
    Музыка 22,5
    Лепка 16,2
    Танцы, хореография 15,0
    Писательство, сочинение стихов 1,0
    3D моделирование 1,0
    Декоративно-прикладное искусство 0,5
    Кино 0,5
    Тату-мастерство 0,5
    Мотокросс 0,5

    Далее выясняли, посещают ли респонденты сельскую местность, а также их отношение к сельской жизни.

    Прежде всего был выявлен наиболее предпочтительный вариант взаимодействия и соприкосновения молодых людей с селом (таблица 4).

    Таблица 4 — Варианты взаимодействия с селом, %

    Наименование варианта Доля респондентов
    периодически гостить у родственников, друзей; приезжать на выходные, праздники 48,2
    жить длительно (например, летом) в собственном доме/на даче 18,5
    жить постоянно в собственном доме, доме своей семьи 6,8
    приезжать в качестве туриста на организованные комфортные экспедиции 9,3
    все из выше перечисленного 0,5
    иметь свой огород и работать на нем 0,5
    посещение села вообще не интересует 16,2

    Также опрос показал, что почти пятая часть опрошенных вообще никогда не бывала в селе, 22,1% (рисунок 1).

    Рисунок 1 – Посещаемость респондентами села, %

    Среди тех респондентов, которые бывают в селе, была определена частота посещения. Чаще всего встречались ответы респондентов о том, что они посещают село по праздникам и на каникулах. Более подробно данные о посещаемости показаны в таблице 5.

    Таблица 5 — Посещаемость респондентами сельской местности, %

    Наименование варианта Доля респондентов
    По праздникам и на каникулах 28,3
    Очень редко 23,3
    Несколько дней в году 17,7
    В летний период, на все лето или периодически 16,6
    Каждые выходные 9,4
    Живу постоянно в селе, бываю каждый день 4,7

    Среди поводов для посещения села наиболее популярным были два варианта — семейные встречи (юбилеи, свадьбы — 70,4 %) и летний отдых (62,6 %). Также среди часто упоминаемых были указаны:

    — помощь родителям по хояйству — 43,6 %;

    — пленэры — 25,7 %;

    — рыбалка, сбор грибов, охота — 21,8 %;

    — местные праздники (день села, день района) — 15,1 %;

    — туризм — 12,3 %.

    Единичные случаи упоминания были у таких вариантов, как «просто проживание», «приезд в гости к друзьям», «посещение конюшни».

    При оценке того, насколько молодым людям нравится посещать село, в большинстве было выявлено позитивное отношение (76,1 %). При оценивании по 5-балльной шкале в среднем балл положительной оценки составил +3,9. Примерно пятая часть опрошенных указала нейтральное отношение к посещению села (19,4). И только 4,5 % поставли отрицательные отметки (средний балл –2,6).

    Кроме количественных оценок отношения к селу были выявлены и качественные характеристики мнения молодежи о сельской жизни. Подробнее отметим, что самой популярной была характеристика «единение с природой и красивые пейзажи» (71,2 %). Остальные характеристики представлены в таблице 6.

    Таблица 6 — Ассоциации респондентов относительно сельского образа жизни, %

    Наименование варианта (можно было выбирать несколько вариантов ответа) Доля респондентов
    Единение с природой, красивые пейзажи, чистый воздух, живая вода 71,2
    Родное место, родные люди, семья 45,0
    Ночные посиделки у костра, звездное небо, романтика 43,7
    Домашние животные, лошади, коровы на лугу, собака во дворе, кошка в доме 42,3
    Размеренный спокойный ритм жизни 41,0
    Счастливое детство 37,4
    Убитые дороги 28,2
    Деревенская вкусная еда, парное молоко, горячие пироги 27,5
    Много физического труда 26,1
    Нет мобильной связи, Интернета 25,7
    Нет удобств в доме 21,6
    Нет развлечений как в городе 18,0
    Воспоминания, первая любовь, друзья 13,5
    Скука, медленный ритм жизни 13,1
    Нет школы, магазина, 8,1
    Спокойствие, пенсия, свобода от социума 0,5
    Невоспитанные подростки 0,5

    Одной из задач нашего проекта было приобщение молодого поколения к семейным ценностям, к жизни на малой родине или к посещению села. Поэтому был ряд вопросов на выявление системы ценностей респондентов, в том числе установок на поддержание семейных ценностей и связей. Молодым людям предлагалось расположить несколько ценностей из разных сфер жизни по шкале из 8 возможных мест. Результаты ответа на данный вопрос представлены на рисунке 2.

    Рисунок 2 – Система ценностей респондентов, %

    Стоит отметить хорошую тенденцию, что ценность родственников и родителей стоит у молодых людей на первом месте.

    Также у молодых людей выявлялся интерес к истории собственной семьи: чуть больше половины отметили, что хотели узнать о ней больше (рисунок 3).

    Рисунок 3 – Интерес респодентов к изучению истории своей семьи, %

    При этом интересно было мнение и намерение молодых людей не только узнать историю, но и составить генеалогическое древо своей семьи (рисунок 4).

    Рисунок 4 – Намерение респондентов составить генеалогическое древо своей семьи, %

    Поскольку одной из задач проекта было привлечение молодежи к посещению села, то важно было выявить наиболее частые причины для посещения и в последующем использовать их для разработки мероприятий, наиболее привлекательных для молодежи. Стоит отметить особенность, что наиболее популярными причинами были те, которые связаны просто с отдыхом и соприкосновением с природой: отдохнуть от городской суеты, побыть в тишине; вдохновиться природой; прогуляться по лесу, собирать грибы и ягоды; организовать пикник с друзьями на природе; отдохнуть на речке, на пруду, порыбачить, поохотиться. Подробнее ответы показаны в таблице 7.

    Таблица 7 — Причины для посещения села, % (можно было выбрать несколько вариантов ответа)

    Вариант ответа Доля респодентов
    отдохнуть от городской суеты, побыть в тишине 55,6
    вдохновиться природой 52,0
    прогуляться по лесу, собирать грибы и ягоды 51,6
    организовать пикник с друзьями на природе 51,1
    отдохнуть на речке, на пруду, порыбачить, поохотиться 48,9
    погостить в своем доме, доме родственников 44,5
    попариться в бане 38,3
    общаться с животными, кататься на санях, верхом на лошади 34,5
    встретить Новый год с родными, в кругу семьи 30,9
    вкусно поесть, дегустировать блюда национальной кухни, научиться готовить 26,5
    ухаживать за родной бабушкой/дедушкой, родителями 24,7
    занятия спортом на свежем воздухе, ходьба, бег, футбол на лугу, хоккей на речке 22,1
    посетить Дом художника, заказать себе шарж или нарисовать его туристам 19,7
    посетить уличные праздники с концертами и питанием 19,3
    приехать на поминки близких 17,5
    научиться резьбе по дереву, лепке, рукоделию, изготовлению кнута в Центре ремесел 17,0
    принять участие в археологических раскопках, поискать клад 16,1
    встретиться с интересными сельскими жителями (старожилы, историки, умельцы) 14,8
    помочь природе - экологическая акция в селе (уборка, посадка деревьев и пр.) 13,9
    побывать на экскурсии, узнать быт и историю своих предков 12,1
    посетить ярмарку-выставку народных промыслов 11,7
    сходить в клуб, потанцевать на дискотеке 9,9
    посетить концерты и выступления артистов в Доме культуры 8,5
    организовать концерт, шоу, мастер-класс для своих друзей, знакомых 6,7
    изучить сельскохозяйственную технику, прокатиться на тракторе 4,9
    заняться агробизнесом 3,1

    Поскольку наш проект предполагал активный и творческий формат мероприятий, часть вопросов была направлена на выявление отношения молодежи к творческим мастер-классам.

    Прежде всего было определено, насколько привлекательно село для респондентов как площадка для развития и раскрытия своего творческого потенциала, получения новых навыков. Треть опрошенных даже не задумывалась о наличии такой возможности в селе. Подробнее ответы даны в таблице 8.

    Таблица 8 — Мнение респондентов о возможностях использования села для саморазвития, %

    Вариант ответа Доля респодентов
    да, конечно 15,7
    отчасти 23,7
    не знаю, не задумывался о возможностях для развития на этой площадке 30,5
    не вижу там возможностей для развития 20,2
    затрудняюсь ответить 9,9

    Далее более подробно в опросе изучались предпочтения молодых людей в тематике мастер-классов. Поскольку большинство из опрошенных респондентов обучаются на отделении живописи и дизайна, то неудивительно, что наибольшую популярность набрала тема, посвященная живописи (таблица 9).

    Таблица 9 — Предпочтения респондентов в тематике мастер-классов, %

    Вариант ответа Доля респодентов
    Живопись 70,0
    Фотография 49,8
    Графика 30,6
    Резьба по дереву 27,4
    Приготовление национальных блюд 26,9
    Уход за животными 23,8
    Лепка 22,0
    Роспись по ткани 18,8
    Вышивка 15,2
    Танец современный 11,7
    Пение или хоровое исполнение 8,1
    Огородничество 6,3

    В ответе на вопрос «Предложите тему и автора/ведущего на мастер-класс» респонденты в большинстве своем затруднились назвать конкретную тему или имя специалиста. Остальные упоминали мастер-классы по живописи, танцу, резьбе по дереву, верховой езде, музыке и гончарному ремеслу. Среди имен возможных ведущих на мастер-класс молодые люди упоминали следующие — Сергей Полунин, Руслан Ямбушев, Noize MC. При этом некоторые из опрошенных предлагали свои мастер-классы и себя в качестве ведущих.

    Отдельный блок вопросов был посвящен выявлению факторов, способных привлечь молодое поколение к посещению села. Прежде всего, было изучено мнение респондентов об условиях, которые должны быть созданы в селе и которые облегчили бы процесс посещения и нахождения там. Лидирующие позиции занимают два вида условий — комфортный быт в доме для проживания (вода, газ, канализация, свет) и наличие интернета, мобильной связи, почты. Остальные условия получили меньше голосов, и эти условия выбирали чуть больше половины респондентов (рисунок 5).

    Рисунок 5 — Необходимые условия для посещения села, %

    Стоит отметить, что вариант «Организованная среда и помещения для развития своих творческих талантов» не стал первым. Отчасти это объяснимо тем, что респондентами явились обучающиеся творческим специальностям, у которых уже есть множество площадок и условий для занятия своим любимым видом творчества. Поэтому данное условие для них не столь актуально и привлекательно.

    Кроме этого, респондентам задавался вопрос на выявление наиболее эффективных и перспективных мер, которые необходимо предпринять, чтобы привлечь молодежь к посещению села. Существенных отличий в значимости предпринимаемых мер выявлено не было. Тем не менее, в первую очередь респонденты указали такую меру как «Принятие ответственности и активные действия самих сельских жителей для привлечения своих родственников для посещения родного дома в селе» (52,60 %). Подробнее иерархия мер привлечения молодежи к посещению села представлена в таблице 10.

    Таблица 10 — Мнение респондентов о мерах по привлечению молодежи к посещению села, %

    Вариант ответа Место в % к 5-бальной шкале
    Принятие ответственности и активные действия самих сельских жителей для привлечения своих родственников для посещения родного дома в селе 52,60
    Четкая политика государства по поддержке и развитию сельской инфраструктуры 47,77
    Пример главы государства/региона/Путина/Здунова либо лидеров молодежной аудитории/блогеров – на выходные в село, на природу 47,02
    Финансовая поддержка государством сельского туризма 46,81
    Понятная и легко воспроизводимая малозатратная идея/акция, делающая привлекательным/модным посещение горожанами сельской местности (некий аналог акции Бессмертный полк) 46,58
    Поддержка и стимулирование бизнеса в сельской местности 45,76
    Продуманная интересная культурно-развлекательная программа, отвечающая запросам приезжающих горожан 44,93
    Продвижение в соцсетях идей сельского туризма, информирование горожан о возможностях отдыха в селе 43,46

    При этом просили молодых людей предложить меры по привлечению молодежи к посещению села. Многие ответы повторяли варианты ответов из предыдущих вопросов:

    ·улучшение дорожной инфраструктуры, регулярный общественный транспорт, чтобы облегчить путь в село,

    ·создание комфортных условий для проживания в домах и нахождения на территории села,

    ·доступный интернет,

    ·творческие развивающие мастер-классы и площадки,

    ·массовые развлекательные мероприятия,

    ·развитие сельского хозяйства и рабочих мест в селе,

    ·организация мест общепита, включая раздачу бесплатной еды,

    ·развитие социальных сетей и тв-программ о жизни в селе.

    Однако респонденты предложили и иные варианты мероприятий, привлекающих молодых людей в село. Среди них стоит отметить следующие:

    ·недельные выезды на пикники с молодежью, где бы обсуждались мероприятия и их интересы по улучшению села,

    ·демонстрация примера и технологии построения древа семьи,

    ·выпуск аналога Пушкинской карты для посещения мероприятий в селе,

    ·освобождение от учебы для поездки в село,

    ·построение и организация специального квартала, где люди могли бы пробовать себя в народных промыслах,

    ·организация "летнего молодежного лагеря" со свободным распорядком дня и творческими активностями,

    ·экскурсии по природным и национальным достопримечатель-ностям сельской местности.

    В продвижении идеи посещения села важную роль играют личный пример и рекомендации близких, друзей, знакомых. Поэтому были выявлены желание и готовность респондентов рекомендовать друзьям посещение села. Не согласились бы это сделать только 16 % опрошенных, еще 11 % затруднились ответить. Остальные ответили, что однозначно либо возможно рекомендовали бы своим друзьям посетить село. Подробнее ответы показаны на рисунке 6.

    Рисунок 6 — Готовность респондентов рекомендовать посещение села, %

    В завершение опроса важно было выявить, каким образом молодые люди проводят свободное время в городе, чтобы понять, какие из вариантов досуга для них можно внедрить в сельской местности. Ответы респондентов показаны в таблице 11.

    Таблица 11. Виды проведения досуга респондентов в городе, % (можно было выбрать да 5 основных занятий)

    Вариант ответа Доля респондентов
    Дома занимаюсь творческим хобби (рисование, рукоделие и пр.) 72,2
    Гуляю 70,9
    Отсыпаюсь 65,9
    Общаюсь в интернете 48,9
    Читаю 47,5
    Посещаю массовые увеселительные мероприятия (концерты, выставки, спектакли и пр.) 40,8
    Провожу время в кругу семьи, с близким человеком 38,6
    Хожу в кино 36,3
    Встречаюсь с друзьями в клубах, кафе 32,7
    Навещаю родственников 24,7
    Посещаю творческие мероприятия и мастер-классы 24,2
    Занимаюсь спортом 20,4
    Занимаюсь туризмом 6,4
    Играю, учусь 1,2
    Увлекаюсь охотой /рыбалкой 0,9
    Работаю 0,9

    Анализ ответов показывает перекликающуюся с другими вопросами идею проведения свободного времени в виде творческих мастер-классов и занятия творчеством. Важно отметить, что у молодых людей достаточно популярны варианты «гулять с друзьями» и «сон».

    3. Итоги заключительного опроса участников проекта «Приземление»

    Реализация проекта «Приземление», включавшая проведение ряда творческих мастер-классов и итогового уличного мероприятия, предполагала проведение опроса его участников для определения результатов и эффективности проделанной работы.

    В опросе приняли участие 198 человек. Среди участников 60,7 % составили женщины, 39,3 % — мужчины. Средний возраст опрошенных составил 25,2 года. В большинстве своем это были участники творческих профессий и хобби: основная сфера — это дизайн и живопись. Хотя были и участники, чья работа и учеба не были связаны с творчеством. Подробнее статистика о творческих сферах деятельности и увлечений опрошенных представлена в таблице 12.

    Таблица 12 – Сфера творчества, с которой связаны учеба/работа и хобби опрошенных, %

    Вариант ответа(можно было выбрать несколько ответов) Учеба/работа(доля респондентов) Хобби(доля респондентов)
    Дизайн и архитектура 32,1 17,3
    Живопись 23,5 54,1
    Музыка 6,1 19,9
    Фотография 7,1 11,2
    Литература 1,5 9,7
    Не связана с творчеством 26,5 28,7

    Отбор участников для мастер-классов, уличного праздника и, соответственно, для опроса был неслучаен — нас интересовало мнение молодой творческой аудитории, которую можно было бы привлечь к посещению села и участию в сельской жизни.

    В первую очередь в опросе мы выявляли оценку пройденных в с. Паракино мастер-классов. Средний балл, который выставили мастер-классам участники, составил 9,1 по 10-бальной шкале. При этом мы провели ранжирование мастер-классов на выявление самого востребованного и понравившегося. Для оценивания были предложены следующие площадки:

    — творческий мастер-класс (живопись, фото и пр. на природе или в Доме художника),

    —Дом конюха,

    —Дом традиций,

    —летняя кухня с дегустацией,

    —выступление ансамбля «Парынза»,

    —мастер-класс по вышивке/вязанию.

    Большинство респондентов выделило в качестве самых привлекательных следующие — летняя кухня с дегустацией, выступление ансамбля и Дом конюха. Места, выделенные респондентами для каждого мастер-класса/площадки, наглядно показаны на рисунке 7 (таблице 13).

    Таблица 13 — Оценка респондентами мастер-классов, %

    Вариант ответа Доля респондентов, указавших мастер-класс лучшим
    Летняя кухня с дегустацией 50,0
    Выступление ансамбля «Парынза» 49,7
    Дом конюха 48,3
    Дом традиций 45,7
    Творческий мастер-класс 35,0
    Мастер-класс по вышивке 28,7

    Рисунок 7 — Оценка респондентами мастер-классов, %

    Кроме количественных оценок респондентам предлагалось дать качественное описание проведенных мастер-классов. Подавляющее большинство участников мастер-классов отметило, что им очень понравилось участвовать в мастер-классе и менять что-то кардинально они не хотели бы. Этот вариант ответа выбрали 96% опрошенных, что, несомненно, является показателем высокой результативности проделанной работы. При этом стоит указать пожелания от участников по улучшению процедуры проведения мастер-классов:

    —по возможности проводить мастер-классы в одном здании, чтобы меньше перемещаться по селу;

    —продумать логистику передвижения между площадками мастер-классов, чтобы сократить время общей экскурсии по селу;

    —заранее раздать участникам четкий план посещения мастер-классов и площадок с таймингом, в том числе и программу итогового мероприятия проекта;

    —больше сделать практическую часть мастер-класса, чтобы в итоге самому сделать некий предмет творчества;

    —добавить мастер-класс в Доме ремесел по изучению столярного дела.

    В качестве одной из задач нашего проекта было определить наиболее перспективную тематику творческих мастер-классов. На первом месте среди предложенных респондентами находится мастер-класс по фотографии (38,3% опрошенных). Это действительно мастер-класс, который может привлечь не только молодых людей с творческими способностями, но и участников любого возраста, даже не владеющих навыками живописи и дизайна. Подробнее статистика востребованных тем мастер-классов представлена в таблице 14. Только 9,2% опрошенных не планируют в будущем посещение подобных творческих мастер-классов в с. Паракино.

    Таблица 14 — Мнение респондентов о предпочитаемой тематике мастер-классов, %

    Вариант ответа(можно было выбрать несколько ответов) Доля респондентов
    Фотография 38,3
    Живопись-масло 27,0
    Живопись-акварель 20,4
    Дизайн, архитектура 20,4

    Кроме тематики для творческих мастер-классов нами были выявлены запросы участников проекта на мастер-классы по иным навыкам и умениям. В ответах на открытый вопрос о том, чему бы они хотели научиться в деревне, участники чаще других упоминали навыки изготовления национальных блюд (выпекание блинов) (40 %), езды на лошади (40 %), доения коровы (40 %) и колки дров (30 %). Чуть реже респонденты называли такие умения, как топить баню и исполнять народные песни и танцы, выполнять резьбу по дереву и в целом плотницкое ремесло, в том числе строительство дома (10 – 15 %). Также единичные запросы были на обучающие мастер-классы по вышиванию, росписи предметов интерьера, плетению лаптей, огородничеству, уходу за лошадью, изготовлению гончарных изделий, игре на баяне, кошению травы. В целом эти запросы показывают желание участников проекта освоить навыки ведения быта в сельском доме и владения народными промыслами. Одним из редких запросов участника было желание научиться зарабатывать в деревне.

    Важной целью в проекте было показать молодежи возможности творческих площадок в селе для развития ее профессиональных навыков и талантов, для чего были проведены мастер-классы по разным навыкам и умениям в живописи и дизайне. В ходе опроса также было выявлено мнение респондентов о том, насколько они воспринимают село в качестве площадки для творческого и профессионального роста. Почти половина опрошенных указала, что для них село и площадки проекта «Приземление» являются источником вдохновения (49,9 %). В качестве площадки для развития профессиональных навыков в творчестве село назвали 22,9 % респондентов. Отчасти данный ответ объясним тем, что у существенной доли опрошенных учеба или работа не связаны с творческой деятельностью, либо они не имеют творческих хобби.

    Заслуживает внимания второй по популярности ответ респондентов, в котором они оценивают село и проект «Приземление» как место, где можно узнать историю и быт своих предков. Это мнение можно использовать для внедрения на площадке с. Паракина мероприятий по изучению и сохранению истории семьи, то есть генеалогические исследования.

    Подробнее ответы участников о возможностях использования села и площадок проекта «Приземление» показаны в таблице 15.

    Таблица 15. Мнение респондентов о возможностях использования села и площадок проекта «Приземление», %

    Вариант ответа(можно было выбрать несколько ответов) Доля респондентов
    Источник вдохновения 49,9
    Возможность узнать историю и быт своих предков 36,2
    Только как место отдыха с друзьями 23,9
    Площадка для развития профессиональных навыков в творчестве 22,9
    Школа выживания в природной среде 3,6

    Необходимость активного внедрения в работу с молодежью мероприятий генеалогической направленности подтверждается и результатами ответа на ряд вопросов о желании и намерении изучить историю семьи, составить ее генеалогическое древо и применять в обычной жизни традиции быта предков. Существенная доля опрошенных указала, что хотела бы узнать историю семьи (71,4 %) и составить древо своей семьи (65,8 %). Еще около четверти респондентов отметило, что уже изучали, знают историю и составляли подобное древо своей семьи. Детально статистика ответов представлена в таблицах 16 и 17.

    Таблица 16 — Мнение респондентов о желании узнать историю своей семьи, %

    Вариант ответа Доля респондентов
    Да 71,4
    Нет 3,6
    Уже знаю 25,0

    Таблица 17 — Мнение респондентов о желании составить генеалогическое древо семьи, %

    Вариант ответа Доля респондентов
    Да 65,8
    Нет 5,6
    Уже составлял 28,6

    Ответы на данные вопросы также использовались нами как индикаторы для оценки изменений в установках молодых людей под влиянием реализации проекта «Приземление». Сравнение ответов в опросах до начала реализации проекта и после его завершения показало увеличение доли участников, желающих изучить историю своей семьи и составить ее генеалогическое древо: с 39 % до 71,4 %. И даже если в начале молодые люди указывали, что уже знают историю и составляли подобное древо, то в итоге решили заново и более подробно изучить историю своей семьи. Для наглядности результаты опроса до и после реализации проекта даны в таблицах 18 и 19.

    Таблица 18 — Мнение респондентов о желании узнать историю своей семьи, %

    Вариант ответа До начала проекта После окончания проекта
    Да 54,0 71,4
    Нет 7,0 3,6
    Уже знаю 39,0 25,0

    Таблица 19 — Мнение респондентов о желании составить генеалогическое дерево своей семьи, %

    Вариант ответа До начала проекта После окончания проекта
    Да 41,0 65,8
    Нет 24,0 5,6
    Уже составлял 35,0 28,6

    Данные опроса показывают положительную динамику в росте интереса молодежи к истории родной семьи, следовательно, проект имеет отличные результаты и решил поставленные задачи.

    Подтверждением результативности проекта является и выявленное стремление участников опроса применять в своей повседневной жизни традиции быта своих предков. Почти треть из них хотели бы делать это точно, еще более 60% хотели бы применять традиции частично. Следовательно, знание и умение применять традиции быта своего народа, рода достаточно востребованы и данное направление в работе с молодежью необходимо развивать и в дальнейшем: проводить мастер-классы и создавать интерактивные площадки для обучения народным традициям сельской жизни. Подробнее ответы на данный вопрос представлены в таблице 20.

    Таблица 20 — Мнение респондентов о желании применять традиции быта предков в своей повседневной жизни, %

    Вариант ответа Доля респондентов
    Да 29,1
    Отчасти 62,2
    Нет 8,7

    Показателем достижения целей проекта являются и ответы респондентов об их системе ценностей. Организаторы проекта предполагали усилить значимость ценности семьи и приобщения к сельской жизни. Оценка системы ценностей участников проекта проводилась в начале проекта и после его завершения. Анализ ответов показывает небольшую динамику роста значимости ценности семьи, общения с родственниками и друзьями. Особо стоит отметить рост значения ценности туризма и путешествий, что можно рассматривать как основу для стремления молодежи к поездкам в сельскую местность. Положительным моментом также можно считать снижение значимости ценностей современных гаджетов и модной одежды. Статистику ответов можно посмотреть в таблице 21.

    Таблица 21 — Приоритеты в системе ценностей респондентов, %

    Вариант ценности До начала проекта После окончания проекта
    Родственники, друзья 80,3 84,3
    Самореализация, карьера, деньги 73,1 77,7
    Образование, искусство, творчество 70,4 71,9
    Путешествия туризм 54,1 71,5
    Природа, окружающая среда 61,7 68,4
    Кино, театр, парки, музеи 50,9 67,8
    Современные гаджеты 49,9 37,2
    Модная одежда 46,7 28,6

    Отдельный блок вопросов был посвящен оценке участниками итогового мероприятия проекта — сельского уличного праздника «Ашо лисьма». По 10-балльной шкале респонденты оценили праздник на 9 баллов.

    Среди наиболее понравившихся активностей праздника участники отметили, прежде всего, концерт народных исполнителей и кавер-группы Брэд Бит, полевую кухню и угощения, метание спортивных снарядов, футбол и стрельбу в тире. Чуть реже упоминались дискотека и танцы под песни кавер-группы, обливание водой, бой мешками, качели, источник, колодец, выставка творческих работ и рукоделия.

    При этом нами также были выявлены пожелания от участников праздника по доработке и улучшению процесса его проведения:

    — предусмотреть меры на случай жары (раздача воды, создание искусственного водоема, обливание водой, вентилятор с водным спреем);

    —сделать больше сидячих мест в зрительном зале перед сценой;

    —снизить цену или сделать бесплатной стрельбу;

    —изменить плейлист фоновой музыки до концерта и после (либо более современную молодежную музыку, либо народную, на мордовских языках);

    —продумать логистику на раздаче еды, чтобы не было очередей.

    Кроме того, в ходе опроса были выявлены пожелания участников по добавлению иных активностей на финальное мероприятие в следующем году. В первую очередь упоминалось желание покататься на лошади, причем и в виде верховой езды, и в телеге. Также участникам хотелось проведения с ними различных активных игр, интерактивов с залом, квестов, конкурсов, в том числе творческих. Среди прочих упоминались: колка дров, дегустация мордовских напитков (чаи, квас, брага), дискотека до полуночи, исполнение народных песен в форме караоке, пленер с мастер-классом от профессионалов-художников, детские площадки с аниматорами в национальных или сказочных костюмах, посещение озера/пруда, просмотр фильма под открытым небом, лотереи и конкурсы с призами, спортивные соревнования, волейбол, бадминтон, сеновал, плошадки/пледы для пикника семьей/компанией, посиделки у костра, ночные прогулки, фотозона с предметами сельского быта и орудиями труда, с возможностью переодеться в национальные костюмы, мастер-класс по изготовлению сувенирной продукции (по шитью, плетению и пр.), мастер-классы от известных личностей, профессионалов из разных сфер, выставка-ярмарка национальных ремесел, дефиле национальных костюмов, посадка дерева, конкурсы рисунков и творческих работ.

    В завершающей части опроса участников были выявлены идеи вариантов проведения массового мероприятия на площадке проекта, которые бы привлекли молодежь к посещению села. В качестве таковых респонденты указали:

    1. Большой уличный праздник с проведением национальных обрядов, в которых посетители праздника могут быть не зрителями, а активными участниками.

    2. Фестивали с разной тематикой—национальных коллективов и исполнителей народных песен, молодежных музыкальных групп; кинофестивали с просмотром фильмов; кулинарный фестиваль с дегустацией различных блюд и напитков.

    3. Спортивные соревнования, командные и личные с многоборьем, в том числе в народных состязаниях по перетягиванию каната, метанию, стрельбе, рукопашному бою и пр. некий аналог «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!».

    4. Длительно действующая площадка с возможностью пожить, попробовать народные ремесла и сельский образ жизни, например, декадник или неделя народных ремесел, причем не только мордовских народов, но и других, проживающих на территории республики.

    5. Молодежный форум-лагерь с несколькими дискуссионными площадками и мастер-классами с лидерами мнений республики и России.

    6. Экологическая тропа, экскурсионные походы по природным объектам сельской местности, святым местам.

    7. Природная зона для спокойного отдыха в компании друзей — полная противоположность городской активности.

    Кроме того, респонденты указали ряд пожеланий по организационным аспектам проведения итогового мероприятия: организация трансфера на время праздника либо регулярных рейсов общественного транспорта; активная реклама мероприятия (рекламные щиты, соцсети, СМИ); обустройство инфраструктуры территории праздника (посадочные места); улучшение качества соединения мобильной связи; организация мест для ночлега, в том числе в формате палаточного лагеря; привлечение студентов-волонтеров в зачет их производственной практики (например, направление подготовки «Туризм»).

    В заключении стоит отметить важный показатель результативности реализации проекта — насколько его участники готовы рекомендовать другим людям участие в мастер-классах и итоговом мероприятии. Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов будут рекомендовать своим знакомым и друзьям участие в проекте (85,6 %). Подобный вопрос задавался и до начала реализации проекта, и количество рекомендовавших было намного меньше. Подробнее результаты опроса представлены в таблице 22.

    Таблица 22 — Согласие респондентов рекомендовать участие в проекте, %

    Вариант ответа До начала проекта После окончания проекта
    Да, буду рекомендовать 32,0 85,6
    Возможно 52,0 8,7
    Нет 5,0 -
    Затрудняюсь ответить 11,0 5,7

    Таким образом, реализация проекта «Приземление» имеет существенные положительные результаты и будет продолжена с учетом предложенных пожеланий и рекомендаций участников.

    4. Меры по привлечению молодежи к посещению села и приобщению к сельской жизни на примере с. Паракино.

    Цель — привлечение молодежи к посещению сельской местности и ее приобщение к сельскому образу жизни.

    Задачи:

    —создание инфраструктуры сельских площадок для развития профессиональных и творческих способностей молодежи;

    —удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи;

    —приобщение к ценностям сельского образа жизни и традиционной семьи.

    Объект — молодежь в возрасте 14–35 лет, проживающая в городе и имеющая хобби или работу в творческой сфере.

    Для достижения указанной цели необходим четкий план действий и шагов по созданию площадок «Приземления» в сельской местности и обеспечения их доступности для молодежи. Предлагаемые нами рекомендации можно разделить на несколько блоков:

    1 блок — Описание мероприятий, которые привлекут для посещения села творческую молодежь. Данные мероприятия включают в себя 2 формата:

    —еженедельные групповые мастер-классы на творческих площадках села,

    —ежегодное массовое праздничное мероприятие в этно-парке около села.

    2 блок — Информирование целевой аудитории о предлагаемых мероприятиях.

    3 блок — Организационное и кадровое сопровождение участников проекта во время проведения еженедельных и ежегодного мероприятий.

    1 блок. Описание мероприятий проекта.

    Первый формат проведения — еженедельные групповые мастер-классы.

    Направления работы сельских площадок по привлечению молодежи и развитию ее способностей:

    — духовно-эстетическое: использование естественных природных объектов и ритма сельской жизни в качестве источника вдохновения для творческой молодежи;

    —историко-краеведческое: приобщение молодежи к изучению истории своей семьи, родного края, соблюдению традиций своего народа;

    —культурно-досуговое: создание площадок и зон для отдыха на природе либо интерактивных форм досуга;

    —профессиональное: проведение мастер-классов по обучению профессиональным навыкам в различных видах искусства;

    —воспитательно-трудовое: создание площадок для трудовой активности и экстремальной физической подготовки молодежи.

    Тематика групповых мероприятий (мастер-классов):

    1. Фотография,

    2. Живопись,

    3. Дизайн интерьера,

    4. Дизайн среды,

    5. Архитектура,

    6. Литературное творчество,

    7. Игра на музыкальных инструментах,

    8. Пение,

    9. Танцы,

    10.Рукоделие (вышивка, бисероплетение, шитье и пр.),

    11.Столярное мастерство,

    12.Резьба по дереву,

    13.Плетение из лозы,

    14.Гончарное мастерство,

    15.Приготовление еды, кулинарное мастерство,

    16.Домоводство (ведение быта в сельском доме),

    17.Фермерство (уход за домашними животными) и садоводство,

    18.Волонтерство, навыки ухода за лицами с ОВЗ,

    19.Верховая езда,

    20.Банное искусство, ароматерапия,

    21.Обучение агробизнесу и заработку на селе,

    22.Экскурсии по историческим местам,

    23.Археологические раскопки,

    24.Экскурсии по природным объектам, сбор даров природы,

    25.Посещение зоны релаксации или ретрита (пляжная зона//источник//сад камней и пр.),

    26.История родного края,

    27.Составление семейного древа,

    28.Реконструкция семейных обрядов (игропрактики),

    29.Ораторское искусство, встречи со спикерами и хедлайнерами,

    30.Спортивное многоборье,

    31.Полоса препятствий.

    Второй формат проведения — ежегодное массовое мероприятие.

    Варианты формата проведения итогового массового мероприятия:

    1) Большой уличный праздник с проведением национальных обрядов, в которых посетители праздника могут быть не только зрителями, но и активными участниками.

    2) Фестивали с разной тематикой — национальные с участием творческих коллективов и исполнителей народных песен; музыкальные с участием молодежных музыкальных групп; кинофестивали с просмотром фильмов под открытым небом; кулинарные фестивали с дегустацией различных блюд и напитков.

    3) Спортивные соревнования, командные и личные с многоборьем, в том числе в форме народных состязаний по перетягиванию каната, метанию, стрельбе, рукопашному бою и пр. (некий аналог «А ну-ка, парни!» и «А ну-ка, девушки!»).

    4) Длительно действующая площадка с возможностью приобщения к сельскому образу жизни, например, декадник или неделя народных ремесел, при чем не только мордовских народов, но и других, проживающих на территории республики.

    5) Молодежный форум-лагерь с несколькими дискуссионными площадками и мастер-классами с лидерами мнений республики и России.

    6) Экологическая тропа, экскурсионные походы по природным объектам сельской местности, святым местам.

    7) Природная зона для спокойного отдыха в компании друзей – полная противоположность городской активности

    Перечень активностей на итоговом мероприятии:

    —концерт, выступление национальных и молодежных коллективов,

    —национальной кухни в свадебном подворье рядом с Домом традиций,

    —класс по изготовлению национальных блюд (блины, каша, напиток и др.),

    —мастер-класс (батл) по исполнению частушек,

    —игра-квест по территории зоны праздника;

    —посещение источника, колодца,

    —арт-зона мел судьбы,

    —спортивные состязания (футбол, волейбол, метание копья, топора, стрельба из лука, перетягивание каната и пр.),

    —выставка-ярмарка изделий народного творчества и изделий/творческих работ с мастер-классов (картин, скульптур, фотографий и пр.),

    —детские интерактивные площадки с аниматорами в национальных и сказочных костюмах,

    —зоны для семейного или дружеского пикника (навесы, стога сена, пледы и пр.),

    —беседки жениха и невесты,

    —качели,

    —танцевально-хороводная площадка,

    —катание на лошади, в телеге,

    —фотозона с национальными костюмами, с тематическим хештегом проекта,

    —караоке,

    —конкурсы и лотереи, розыгрыш призов,

    —посадка семейного дерева.

    В последующем площадка праздника «Ашо лисьма» (поле) или территория села могут быть использованы для создания мест для более длительного или постоянного проживания в сельской местности, которое может выглядеть следующим образом:

    —изучение по документам и фото истории своей семьи,

    —составление генеалогического древа своей семьи через опрос родственников, проживающих в селе, изучение архивных материалов,

    —посещение и уход за могилами родственников на сельских кладбищах, посещение памятников павшим ВОВ с именами своих родных,

    —оформление в собственность наследованного от родителей земельного участка или покупка нового участка, посадка дерева,

    —обустройство места для сбора семьей, установка сарая или беседки на выкупленном или принадлежащем по наследству участке,

    —разработка участка земли, благоустройство территории, создание сада, выращивание собственных овощей, ягод и фруктов, приобщение семьи к культуре огородничества, к потреблению экологичной продукции, выращенной своими руками,

    —постройка нового или ремонт существующего родового или купленного дома для сбора семьи и периодического проживания в зрелом возрасте и, возможно, постоянного проживания в пожилом.

    Параллельно в селе будет продолжать функционировать и расширять перечень своих услуг (например, в части банного отдыха) сельский хостел для гостей и туристов села, участников мастер-классов, итогового мероприятия и обустраивающих свои новые домовладения горожан.

    2 блок — Информирование целевой аудитории о предлагаемых мероприятиях.

    Перечень способов доведения необходимой информации до молодежи включает в себя следующее:

    — создание сайта проекта с описанием проводимых мероприятий;

    —создание и ведение в социальных сетях (одноклассники, вКонтакте) страницы проекта (работа смм-менеджера и таргетолога);

    —посты о приглашенных спикерах, их экспертности;

    —прямые эфиры с аккаунтов в социальных сетях: рассказ о предстоящих мероприятиях и трансляция во время их проведения;

    —подготовка постера о предстоящем групповом мастер-классе или массовом мероприятии (содержание постера — название, формат, стоимость участия или безоплатно, дата, время начала и продолжительность, краткое описание, адрес, схема проезда, точкой сбора у транспорта, необходимость или нет регистрации, контакты организатора);

    —подготовка программы мероприятия (подробное описание, информация о цели, преимуществах, концепция события, список активностей с четким таймингом, спикеры/эксперты/хедлайнеры, их темы, информация об экспертности спикера, карта расположения активностей);

    —рассылка постера потенциальным участникам мероприятий с напоминанием за месяц до начала, за 2 недели, за 3 дня, за день до мероприятия;

    —изготовление и установка объектов визуальной навигации — указателей около творческих площадок села;

    —разработка узнаваемого логотипа и хештега проекта;

    —подборка качественных фото о проведенных мероприятиях для их последующего использования в постах в соц.сетях;

    —съемка и монтаж видеоролика о проведенных мероприятиях и мастер-классах для рассылки в качестве приглашения на мероприятия;

    —сбор контактов потенциальных участников: телефоны, электронная почта, аккаунты в соцсетях;

    —создание чата в VKили в телеграмм, ватсап, разработка тематических стикеров и эмодзи;

    —раздача листовок, флаеров в центре города;

    —подготовка мерча проекта (блокноты с программой, ручки, значки, бейсболки, футболки, бейджи двусторонние);

    —чек-листы и полезности, диск с методическими рекомендациями Дома культуры «Кудо» для рассылки участникам после проведенных мероприятий;

    —сторителлинг, нативная реклама;

    —геймификация в постах и сторис с розыгрышем призов;

    —детальная схема проезда к месту проведения мероприятий;

    —установка на подъезде к селу и месту проведения массового мероприятия баннера с постером;

    —публикации в местных пабликах и СМИ;

    —рассылка информационных писем (приглашений) через административный ресурс образовательных и культурно-досуговых мероприятий.

    3 блок — Организационное и кадровое сопровождение участников проекта во время проведения еженедельных и ежегодного мероприятий.

    —установка в эко-парке баннера со схемой расположения активностей массового мероприятия;

    —установка на въезде в село баннера со схемой расположения творческих площадок в селе (Дом традиций, Дом культуры, Дом художника и др.);

    —раздача листовок со схемой навигации по территории и программы мероприятий;

    —встреча гостей и участников мероприятий хлебом с солью,

    —музыкальное открытие и приветствие гостей и участников уличного праздника,

    —организация места сбора отзывов либо рассылка формы для сбора пожеланий и отзывов;

    —предоставление транспорта для доставки к месту проведения мероприятий;

    —регистрации участников для посадки по местам в транспорте;

    —организация мест сбора возле посадки в предоставленный транспорт (в городе и в селе);

    —расстановка волонтеров в местах расположения активностей на массовом мероприятии;

    —расстановка волонтеров на творческих площадках в селе;

    —закрепление сопровождающего за группами участников мастер-классов, экскурсионными группами туристов на массовом мероприятии и т.д.;

    —организация работы фотографа и видеографа для фиксации хода мероприятий.

    Команда проекта:

    1. Модератор, ответственный за организацию еженедельных групповых мастер-классов: подбор спикеров/экспертов, составление расписания, ведение списков зарегистрированных участников, организация сопровождения участников по творческим площадкам села, предоставление информационных материалов для смм-специалистов проекта;

    2. СММ-специалист и таргетолог, осуществляющие ведение страниц проекта в социальных сетях, подготовку рекламных материалов и их продвижение, привлечение местных СМИ для освещения хода проекта, привлечение партнеров и спонсоров, готовых предоставить финансовую помощь или выкупить рекламное место на аккаунте проекта, на площадке мероприятия;

    3. Модератор, организующий подготовку и проведение итогового мероприятия: разработка концепции мероприятия, составление программы мероприятия с таймингом, составление схемы расположения активностей на территории этно-парка, подбор спикеров и хедлайнеров мероприятия, подготовка сценария мероприятия, ведение списков участников, организация сбора обратной связи и отзывов; подготовка материалов для смм-специалистов;

    4. Администратор, ответственный за подбор и распределение волонтеров на площадках проекта, решение бытовых вопросов (обеспечение расходниками, питанием, спецодеждой и пр.), обеспечение доставки к месту проведения мероприятий команды, волонтеров, участников;

    5. Специалист, ответственный за правовое и бухгалтерское сопровождение проекта;

    6. Специалисты, привлеченные для обеспечения безопасности жизни и здоровья всех участников массового мероприятия (медицинские работники, пожарная служба и пр.);

    7. Руководитель проекта: установление контактов и договоренностей с представителями администрации муниципальных образований, сел, образовательных и культурно-досуговых организаций, общественных организаций; координация работы всех членов команды.

    По завершении реализации проекта «Приземление» планируется получение ряда качественных и количественных результатов.

    В числе количественных результатов стоит отметить следующее:

    —появление новых творческих площадок и арт-объектов в селе (Дом художника, зоны для пленэров, навигационные указатели);

    —увеличение количества мастер-классов для творческой молодежи;

    —рост числа участников мастер-классов и приглашенных спикеров для их проведения;

    —появление новых площадок для выставки творческих работ участников проекта в музее города;

    —увеличение количества активностей на итоговом мероприятии проекта;

    —рост числа участников (туристов, местных жителей, партнеров) итогового мероприятия.

    К качественным результатам проекта стоит отнести следующие:

    —формирование у молодежи потребности и привычки периодического посещения села и погружения в сельский традиционный образ жизни;

    —раскрытие творческого потенциала молодежи, освоение молодыми людьми новых навыков в различных видах искусства;

    —поддержка творческой молодежи через признание и материальное стимулирование в ходе профессиональных конкурсов;

    —повышение у молодежи ценности культурного наследия сельских территорий, формирование уважения к данному наследию;

    —изменение представлений у молодых людей о возможностях и потенциале сельских площадок для раскрытия их творческих талантов;

    —формирование у молодежи стремления к самобытности и конструктивному творческому самовыражению на основе ценностей российской идентичности;

    —зарождение модного тренда на использование возможностей сельских площадок в развитии креативно-досуговой индустрии в стране;

    —создание апробированной процедуры изучения процесса и результатов реализации социокультурных проектов в сельской местности, накопление социологического инструментария и базы ответов участников проекта.

    Таким образом, разработанные авторами методические рекомендации по реализации проекта «Приземление» представляют собой широкую базу инструментов и методов социокультурной, воспитательной работы с городской молодежью по привлечению ее в село и приобщению к традиционным национальным российским, в том числе семейным, ценностям.

    Заключение

    Проделанная авторами и организаторами проекта работа имеет существенные положительные итоги.

    Во-первых, авторам удалось разработать методику оценки результатов социокультурных проектов в сельской местности, которая помогала оценить не только количественные, но и качественные показатели реализации проекта.

    Во-вторых, представленная методика может использоваться не только для оценки итогов работы, но и для коррекции хода реализации проекта, в том числе на самых ранних этапах, что в полной мере позволяет учесть запросы целевой аудитории и эффективнее использовать предоставленные средства.

    В-третьих, методика оценки качественных показателей дает возможность комплексного детального описания хода проекта и разработки рекомендаций по его совершенствованию и доработке в последующем.

    В-четвертых, разработанные рекомендации учитывают специфику села, являющегося одним из примеров многочисленных аналогичных сел на всей территории страны, что обуславливает высокий потенциал для продолжения реализации проекта в данном селе и похожих селах других субъектов РФ.

    Приложение 1

    Анкета опроса участников проекта «Приземление» до начала его реализации

    Уважаемый респондент!

    Общественная организация «Новое село» реализует социальный проект «Приземление». В нем молодежь Мордовии приобщится к культуре родного края через сельский туризм: посетит мероприятия и объекты национальной культуры на селе.

    Вы — потенциальный участник этого проекта. Нам важно знать, как Вы относитесь кселу, привлекает ли оно Вас как творческого человека. Ваши ответы помогут разработать эффективные меры для сохранения и развития сельских территорий, а также сбалансировать городскую жизнь доступностью естественной среды обитания.

    В списке ответов на вопросы выберите тот, который соответствует Вашему мнению. Результаты опроса будут обработаны и использованы в обобщенном виде.Просим Вас указать Вашу электронную почту, каждый респондент получит персональное приглашение на участие в финальных мероприятиях проекта, включая летнюю уличную дискотеку на площадке ЭКО-ЭТНОПАРКА АШОЛИСЬМА.

    1. Ваш возраст

    — 14–15 лет

    —16–17 лет

    —18–22 года

    —23–25 лет

    2. Ваш пол

    —мужской

    —женский

    3. Какое образование Вы сейчас получаете?

    —учусь в 8 / 9 классе

    —учусь в 10 / 11 классе

    —учусь в техникуме / колледже

    —учусь в вузе

    Укажите название отделения в худ.школе, специальности СПО или направления подготовки в вузе, по которому вы учитесь

    (если вы обучаетесь только в общеобразовательной школе, ничего не пишите)

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________


    4. Каким видом творчества Вы увлекаетесь?

    —рисование, живопись

    —графика

    —фотография

    —архитектура, дизайн

    —вышивка, шитье, мода

    —лепка

    —музыка

    —Другое: _______________________________

    5. Какое из взаимодействий с селом Вам ближе?

    —периодически гостить у родственников, друзей; приезжать на выходные, праздники

    —жить длительно (например, летом) в собственном доме/даче

    —жить постоянно в собственном доме, доме своей семьи

    —приезжать в качестве туриста на организованные комфортные экспедиции

    —посещение села вообще не интересует

    —Другое: _______________________________

    6. Вы бываете в селе?

    —да

    —нет —» переход к вопросу 10

    7. Как часто Вы бываете в селе?

    —каждые выходные

    —все лето

    —по праздникам и на каникулах

    —несколько дней в году

    —очень редко

    —Другое: _______________________________

    8. Какие поводы для поездки в село у Вас бывают?

    (можно выбрать несколько вариантов ответа)

    —летний отдых

    —местные праздники (день села, день района)

    —семейные встречи (юбилеи, крестины, свадьбы, поминки)

    —рыбалка, сбор грибов, охота

    —пленэры

    —помочь родителям по хозяйству

    —туризм

    —Другое: _______________________________

    9. НасколькоВам нравится посещать село?

    Оцените в баллах, где:

    +5 баллов —очень нравится

    –5 баллов —совершенно не нравится

    |+5 | +4|+3|+2|+1|0 (нейтрально)|–1|–2|–3|–4|–5|

    10. Какие ассоциации у Вас возникают при упоминании о сельском образе жизни?

    (можно выбрать не более 7 вариантов)

    —Родное место, родные люди, семья

    —Счастливое детство

    —Воспоминания, первая любовь, друзья

    —Единение с природой, красивые пейзажи, чистый воздух, живая вода

    —Ночные посиделки у костра, звездное небо, фантазии и мечты

    —Домашние животные, лошади, коровы на лугу, собака во дворе, кошка в доме

    —Размеренный спокойный ритм жизни

    —Деревенская вкусная еда, парное молоко, горячие пироги

    —Скука, медленный ритм жизни

    —Нет удобств в доме

    —Нет школы, магазина,

    —Нет мобильной связи, Интернета

    —Нет развлечений как в городе

    —Много физического труда

    —Убитые дороги

    —Другое: _______________________________

    11.Расставьте ценности из списка в порядке приоритетности:

    (на первом месте самая важная, на последнем месте — самая незначительная)

    Название ценности Место в рейтинге
    Родители, родственники, друзья
    Самореализация, карьера, деньги
    Природа, окружающая среда
    Путешествия, туризм
    Кино, театр, парки, музеи
    Образование, искусство, творчество
    Модная одежда
    Современные гаджеты
    Родители, родственники, друзья
    Самореализация, карьера, деньги
    Природа, окружающая среда
    Путешествия, туризм
    Кино, театр, парки, музеи
    Образование, искусство, творчество
    Модная одежда
    Современные гаджеты

    12. Хотели бы Вы узнать историю своей семьи?

    —Да

    —Нет

    —Уже знаю

    13. Хотели бы Вы составить генеалогическое древо своей семьи?

    —Да

    —Нет

    —Пробовал составить

    14. С какой целью Вы готовы приезжать в деревню?

    (можно выбрать не более 10 вариантов)

    —посетить уличные праздники с концертами и питанием

    —изучить сельскохозяйственную технику, прокатиться на тракторе

    —общаться с животными, кататься на санях, верхом на лошади

    —отдохнуть на речке, на пруду, порыбачить, поохотиться

    —вкусно поесть, дегустировать блюда национальной кухни, научиться готовить

    —встретить Новый год с родными, в кругу семьи

    —попариться в бане

    —прогуляться по лесу, собирать грибы и ягоды

    —сходить в клуб, потанцевать на дискотеке

    —организовать пикник с друзьями на природе

    —посетить концерты и выступления артистов в Доме культуры

    —побывать на экскурсии, узнать быт и историю своих предков

    —посетить Дом художника, заказать себе шарж или нарисовать его туристам

    —научиться в Доме ремесел резьбе по дереву, лепке, рукоделию. смастерить кнут

    —приехать на поминки близких

    —ухаживать за родной бабушкой/дедушкой, родителями

    —отдохнуть от городской суеты, побыть в тишине

    —погостить в своем доме, доме родственников

    —принять участие в археологических раскопках, поискать клад

    —организовать концерт, шоу, мастер-класс для своих друзей, знакомых

    —посетить ярмарку-выставку народных промыслов

    —вдохновиться природой

    —встретиться с интересными людьми-сельскими жителями (старожилы, историки, умельцы)

    —помочь природе - экологическая акция в селе (уборка, посадка деревьев и пр.)

    —занятия спортом на свежем воздухе, ходьба, бег, футбол на лугу, хоккей на речке

    —заняться агробизнесом

    —Другое: _______________________________

    15. Рассматриваете ли Вы село как площадку для развития и раскрытия своего творческого потенциала, получения новых навыков?

    —да, конечно

    —отчасти

    —не знаю, не задумывался о возможностях для развития на этой площадке

    —не вижу там возможностей для развития

    —затрудняюсь ответить

    —Другое: _______________________________

    16. На какие творческие мастер-классы Вы бы приехали в село?

    (укажите не более 3 вариантов)

    —Живопись

    —Графика

    —Фотография

    —Приготовление национальных блюд

    —Пение или хоровое исполнение

    —Огородничество

    —Уход за животными

    —Танец современный

    —Лепка

    —Вышивка

    —Роспись по ткани

    —Резьба по дереву

    17. На чей мастер-класс Вы бы приехали в село?

    Укажите имя мастера и сферу творчества.

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    18.Какиеусловия необходимы, чтобы Вы чаще посещали село?

    Пронумеруйте по приоритетности.

    Комфортный быт в доме для проживания (вода, газ, канализация, свет)

    —Наличие хостела и организованных площадок для отдыха и развлечений

    —Хорошие дороги и освещенные улицы

    —Обширная программа культурных событий, фестивалей уличных молодежных

    —Организованная среда и помещения для развития своих творческих талантов

    —Интернет, мобильная связь, почта

    —Кафе с национальной кухней, мангалы, беседки

    —Наличие общественного транспорта, регулярные рейсы по расписанию

    —Комфортный быт в доме для проживания (вода, газ, канализация, свет)

    —Наличие хостела и организованных площадок для отдыха и развлечений

    —Хорошие дороги и освещенные улицы

    —Обширная программа культурных событий, фестивалей уличных молодежных

    —Организованная среда и помещения для развития своих творческих талантов

    —Интернет, мобильная связь, почта

    —Кафе с национальной кухней, мангалы, беседки

    —Наличие общественного транспорта, регулярные рейсы по расписанию

    19. Что из перечисленного, по Вашему мнению, привлечет молодежь к посещению села?

    (в данном случае понимается именно периодическое или даже разовое посещение села, но не проживание в нем)

    Оцените в баллах степень влияния каждого фактора (1 — никак не повлияет, 5 — поспособствует)

    Четкая политика государства по поддержке и развитию сельской инфраструктуры ____ балл

    Финансовая поддержка государством сельского туризма ____ балл

    Поддержка и стимулирование бизнеса в сельской местности ____ балл

    Продвижение в соцсетях идей сельского туризма, информирование горожан о возможностях отдыха в селе ____ балл

    Принятие ответственности и активные действия самих сельских жителей для привлечения своих родственников для посещения родного дома в селе ____ балл

    Продуманная интересная культурно-развлекательная программа, отвечающая запросам приезжающих горожан ____ балл

    Понятная и легко воспроизводимая малозатратная идея/ акция, делающая привлекательным/ модным посещение горожанами сельской местности (некий аналог акции Бессмертный полк) ____ балл

    Пример главы государства/ региона/ Путина/Здунова либо лидеров молодежной аудитории/блогеров – на выходные в село, на природу ____ балл

    Четкая политика государства по поддержке и развитию сельской инфраструктуры ____ балл

    Финансовая поддержка государством сельского туризма ____ балл

    Поддержка и стимулирование бизнеса в сельской местности ____ балл

    Продвижение в соцсетях идей сельского туризма, информирование горожан о возможностях отдыха в селе ____ балл

    Принятие ответственности и активные действия самих сельских жителей для привлечения своих родственников для посещения родного дома в селе ____ балл

    Продуманная интересная культурно-развлекательная программа, отвечающая запросам приезжающих горожан ____ балл

    Понятная и легко воспроизводимая малозатратная идея/ акция, делающая привлекательным/ модным посещение горожанами сельской местности (некий аналог акции Бессмертный полк) ____ балл

    Пример главы государства/ региона/ Путина/Здунова либо лидеров молодежной аудитории/блогеров – на выходные в село, на природу ____ балл

    20. Что еще Вы предложили бы сделать, чтобы молодежь больше стала посещать село?

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    21. Рекомендовали бы Вы своим друзьям посетить село?

    —да, обязательно

    —возможно

    —вряд ли

    —нет

    —затрудняюсь ответить

    —Другое: _______________________________

    22. Как Вы обычно проводите свободное время в городе?

    (можно выбрать не более 5 основных ваших занятий)

    —Посещаю массовые увеселительные мероприятия (концерты, выставки, спектакли и пр.)

    —Занимаюсь туризмом

    —Увлекаюсь охотой /рыбалкой

    —Занимаюсь спортом

    —Общаюсь в интернете

    —Посещаю творческие мероприятия и мастер-классы

    —Дома занимаюсь творческим хобби (рисование, рукоделие и пр.)

    —Читаю

    —Встречаюсь с друзьями в клубах, кафе.

    —Хожу в кино

    —Гуляю

    —Навещаю родственников

    —Провожу время в кругу семьи, с близким человеком

    —Отсыпаюсь

    —Другое: _______________________________

    Спасибо за Ваши ответы!

    Приложение 2

    Анкета опроса участников проекта «Приземление» после его реализации

    Уважаемый респондент!

    Вы посетили мероприятие в рамках проекта Приземление.

    Нам важно Ваше мнение, чтобы улучшить предлагаемые нами активности для молодежи.

    В списке ответов на вопросы выберите тот, который соответствует Вашему мнению. Результаты опроса будут обработаны и использованы в обобщенном виде.Просим Вас указать Вашу электронную почту, каждый респондент получит персональное приглашение на участие в финальных мероприятиях проекта в Паракино и Саранске, включая летнюю уличную дискотеку на площадке ЭКО-ЭТНОПАРКА АШОЛИСЬМА.

    1. С каким видом творчества связана Ваша учеба/работа?

    — живопись

    —дизайн и архитектура

    —фотография

    —видео

    —музыка

    —литература

    —не связана с творчеством

    —Другое: _______________________________

    2. С каким творчеством связано Ваше хобби?

    —живопись

    —дизайн и архитектура

    —фотография

    —видео

    —литература

    —музыка

    —не занимаюсь творчеством

    —Другое: _______________________________

    3. Понравилось ли Вам мероприятие проекта Приземление, которое Вы сегодня посетили?

    (оцените в баллах, 1 балл — совсем не понравилось, 10 баллов — очень понравилось)

    _____ балл.

    4. Какой из мастер-классов Вам понравился больше всего?

    Название мастер-класса 1 место 2 место 3 место
    Творческий мастер-класс
    Дом конюха, лошадь
    Дом традиций
    Кухня, блины
    Выступление ансамбля «Парынза»
    Вышивка

    5. Что Вам не понравилось во время посещения? Что бы вы изменили или убрали?

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    6. Какиееще мастер-классы вы хотели бы посетить в Паракино?

    —Живопись-масло

    —Живопись-акварель

    —Фотография

    —Дизайн, архитектура

    —Не планирую новые поездки

    —Другое: _______________________________

    7. Чему Вам было бы интересно научиться в деревне?

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    8. В каком качестве Вы рассматриваете деревню и площадки проекта Приземление?

    —как источник творческого вдохновения

    —только как место отдыха с друзьями

    —как площадку для развития профессиональных навыков в творчестве

    —как возможность узнать историю и быт своих предков

    —как школу выживания в природной среде

    —Другое: _______________________________

    9. Хотели бы Вы узнать историю своей семьи?

    —да

    —нет

    —уже знаю

    —Другое: _______________________________

    10. Хотели бы Вы составить генеалогическое древо своей семьи?

    —да

    —нет

    —уже составлял такое древо

    —Другое: _______________________________

    11. Хотели бы Вы больше применять традиции быта предков (семейных праздников, одежды, кухни и пр.) в своей обычной жизни?

    —да, однозначно

    —отчасти

    —нет

    —Другое: _______________________________

    12.Расставьте ценности из списка в порядке приоритетности:

    (на 1 месте — самая важная, на 5 последнем месте — самая незначительная)


    Название ценности 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место
    Родственники, друзья
    Самореализация, карьера, деньги
    Природа, Окружающая среда
    Путешествия, туризм
    Кино, театр, парки, музеи
    Образование, искусство, творчество
    Модная одежда
    Современные гаджеты

    13. Понравилось ли Вам итоговое мероприятие проекта—праздник Ашо лисьма?

    (оцените в баллах, 1 балл — совсем не понравилось, 10 баллов — очень понравилось)

    _____ балл.

    14. Какие активности на этом празднике вам понравились больше всего?

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    15. Мы будем в следующем году повторять этот праздник. Какие еще активности на этом фестивале Вы бы хотели увидеть?

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    16. Что бы Вы предложили в качестве идеи для акции, делающей привлекательным/модным посещение горожанами сельской местности (некий аналог акции «Бессмертный полк»)

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    17. Будете ли Вы рекомендовать своим знакомым участие в проекте "Приземление"?

    Да

    Возможно

    Затрудняюсь ответить

    Спасибо за ваши ответы!