Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Инечи или Пасха


    Па́сха является одним из важных и значительных праздников в календаре мордовского народа. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов.

    По-эрзянски Пасха называется Инечи (великий день). В переводе с эрзянского праязыка Пасха может означать следующее: Паз+ка = Бог + Начало; Паз+ки = Бог + Путь.

    Инечи — это День Сотворения Земли, символ Земли, этот день связан с Богом-Творцом Инешкипазом: «Инечись сюлмазь Инешкипазонть (Чипазонть) — Модамасторонть теицянзо марто. Инечись — Модамасторонь Чачома Чи (День Сотворения Земли), сонзэ тешкстамс артыть-мазылгавтыть алт — Модамасторонь символ». Поэтому и называют эрзяне этот день ВЕЛИКИМ – ИНЕ ЧИ, именно этот изначальный смысл и несет в себе древний праздник Пазка – зарождение, божественное начало – совокупление мужского и женского начал.

    Божеством, олицетворявшимся с данным праздником, являлся Инешкипаз. Инешкипаз (Инешки, Нишке) – это не небесное божество из ряда богов, недостижимых для человека, каким его представляют многие. Инешки является великим прародителем эрзян, притом реально существующим еще в далеком палеолите, и именно от него ведет свой отсчет эрзянский народ. Слово «Инешкипаз» можно разложить на образующие его корневые основы и, раскодировав при помощи эрзянского праязыка, получить его дословный русский перевод. Слово «Нишкепаз» состоит из коротких слов: «Ни» - жена, «Шка» - время, «Паз» - Бог. Таким образом, полное значение имени «Инешкипаз» будет следую-щее: великий прародитель, великий Бог времени плодородия, давший жизнь.

    В этот праздник мордва устраивала поминовение предков. У них просили содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, молили беречь людей от болезней и всякого зла. Для этого ходили всей семьей на кладбище. Затем приглашали умерших родичей домой, «помыться» в бане и «поесть». В субботу перед Пасхой в одном из родственных домов готовили атянь пуре (пиво предков). Мед для него покупался на общие деньги. Накрывали два стола: в красном углу для Пасхи и прадедов, другой - в противоположном углу - для пра-бабушек. Зажигали атянь штатол (свечу предков), который имелся в каждом роду. Возле него клали атянь шапку (шапку предков), в которую клали в дар покойным деньги и яйца. Пасху и предков просили благословить присутствующих на хорошее житье. После моления в одном доме обходили по порядку все родственные дома. Молодушки в каждом из них повязывали в дар покойным белые платочки на штатол. После окончания поминовения, перед закатом солнца, выходили за околицу «провожать» предков. Вслед им стреляли из ружей, чтобы очистить их «путь» от чертей. Для умерших детей в сторону кладбища катили яйца.

    В некоторых местах мужчины на Пасху собирались по родам и варили сообща пасхальное пиво (инечинъ пуре) (э.). На место праздно-вания они приезжали обязательно на лошадях. Они пили пиво, обливали им лошадей, чтобы те были здоровыми и хорошо работали во время пахоты.

    Описание обряда моления предкам

    Накануне праздничного моления в пятницу топится баня предков, чтобы они попарились. В субботу в Пуре кудо хозяйка печет блины, Шумбракши, каши и расставляет это все на ритуальный стол на восточной стороне. Там же ставится кадка с пуре и Атянь штатол - родовая свеча. Возле входных дверей передней избы, ставят скамейку, на нее стелют постель из войлока, поверх кладут подушку, на нее чистое новое вышитое полотенце. В обед хозяйка дома намазывает несколько блинов медом, хозяин берет ковшик с пуре, приоткрывают входные двери и начинают звать, приглашать предков: «Инешкипаз! Благослови! Прабабушки и Прадедушки! Да, будет с нами ваше благословение! Стряхните с себя земную пыль! Для Вас мы приготовили угощение, пуре, постелили чистую постель, полотенчик. Соберите всех родных, кого мы, может быть, забыли, и их найдите, приведите. Может быть, кто -то из душ несчастлив, некому его пригласить и его приведите! Всем все хватит, пейте все, ешьте все! Устанете, отдохните, пусть постель будет вам мягкой и удобной! Инешкипаз, благослови!».

    В воскресенье из Пурень кудо отправляют молодого гонца, который обходит всю родню, приглашая всех на Атянь пуре. Входя в дом, он говорит: «Вам Инечи, а мне крашенное яйцо, приходите в квасной дом пить пуре!».

    После приглашения в Пурень кудо собирается весь род, дома остаются только невестки, взятые в этом году. Впереди идет глава семейства с Шумбракши - ритуальном хлебом в руках, за ним следуют остальные члены семьи. Когда весь род собирается, накрываются два стола, первый на восточной стороне избы посвящен Прадедушкам, напротив Прабабушкам, На каждый стол хозяйка дома расставляет ритуальную пищу, блины, мед, каши, мясо, яйца, кадку с брагой. Затем заносят Родовую свечу, ставят ее на восточном столе. Старший рода за-жигает свечу, возле штатола кладут шапку (Атянь шапка), куда опускают яйца и монетки. Начинается моление, лица молящихся обращены на вос-ток. Вслед за старшим молитву повторяют все молящиеся: «Инешкипаз, Благослови! Хозяюшка-матушка! Как благополучно мы дождались тебя, так же благополучно и пройди! Вот для тебя Инечи, мы приготовили Шумбракши-сал (хлеб и соль), чистыми руками, с добрыми помыслами, с чистой душой. Вот тебе каши горшок: сколько в каше крупинок столько дай нам добра. Мы даем тебе, Инечи, одной рукой, ты дай нам двумя. Пусть уродятся хлеба наши на счастье и благополучие всех; на счастье приходящих, на счастье просящих, на счастье детей наших. Инешкипаз, благослови! Инечи, услышь молитвы наши, прими пищу нашу и благослови, помоги!». Все низко кланяются три раза, говоря при этом: «Творец! Благослови, нас! Благослови!».

    Затем произносится молитва - призыв – обращение к предкам рода: «Прадедушки, прабабушки, рода нашего! Вот пришла Инечи, мы пьем и едим. И вас приглашаем, и для вас настала Инечи, и вы ешьте с нами и пейте. Вот вам хлеб и соль, пусть он пойдет вам на пользу. Вот вам пуре-пиво, да будет великой водой оно для вас. Дедушка (называется имя самого древнего зачинателя рода), ты - старший среди нас, собери всех наших родных, детей и внучат, всех накорми и напои, чтобы никто не стоял в стороне и не завидовал нам. Вот вам пуд серебра, пуд меди (скоблят ножом монету сначала серебряную затем медную в атянь шапку). Пусть оно пригодится вам. Простите прадедушки-прабабушки, где угодили, где нет! Благословите нас на хорошее житье, на хлеба урожай, на размножение скота, приумножение рода нашего. Храните, охраняйте, нас от всякого зла, и на ходу, и при лежании, и при вставании. Против злодея поднимите свои руки, отведите чары колдовские. Поклонимся Творцу, матушке Инечи, предкам нашим!». Все кланяются сначала перед столом прадедушек, затем перед столом прабабушек, говорят; «Паз, чангодть! Творец, благослови!».

    Вся родня приступает к поминальной, праздничной трапезе. Потом проходит обряд обхода родни. В каждом доме хозяйка заранее готовит стол и угощает родню. Обойдя всю родню, все снова возвращаются в Пуре кудо. Принося с собой по окороку, хозяин Пурень кудо отрезает по ломтю от окороков, остальное возвращает владельцам.

    Из этих кусков на следующий день будет вариться кучем ям (суп, щи для проводов). В атянь чи (понедельник), он называется кучемямонь чи (день проводов предков), к обеду вновь весь род собирается в Пурень кудо. Хозяйка разливает всем кучем ям, каждый мысленно приглашает предков отобедать с ними перед дальней дорогой. Ближе к вечеру отправляются на околицу провожать предков. Выносят постель предков, Атянь шапку с деньгами и яйцами, ритуальные хлеба, блины и другую выпечку, кадку с пуре. Впереди несут зажженный Атянь штатол. Здесь снова угощают предков, скоблят монету на дорогу. Произносят молитву: «Инешкипаз, благослови! Прадедушки, прабабушки, ну, ступайте теперь, на свои места. Где угодили вам, где нет — не сердитесь! Соберите, и вновь умерших, одни они дорогу не найдут. Прадедушка (называется имя старшего из предков), ты сам постарайся! Ступайте с богом! Творец, благослови!».

    Все кланяются и мысленно провожают души предков в сторону кладбища. Дети катят крашенные яйца, чтобы умершим детям рода было чем играть на том свете. Затем все допивают, доедают принесенные пуре и пищу, тихонько расходятся по домам. Родовую свечу заворачивают и отдают на хранение следующему хозяину двора данного рода, где пройдет Атянь пуре- озкс на будущий год.

    Необходимо подчеркнуть, что до утверждения христианских традиций мордва в первый день Пасхи молилась и приносила жертвы верховному богу. Главной жертвой был жеребенок, которого покупали за несколько лет до этого и откармливали по очереди в каждом доме. Совершали в этот день и семейное моление. В дар богам хозяин лил под порог немного пуре, бросал на горячие угли печи кусочки еды, а хозяйка оделяла всех присутствующих яйцами.

    «Провожали» Пасху всем селом. К этому событию варили много пива, которое распивали прямо на улице. Пасха «уходила» на запад, то есть в противоположную сторону от своего появления. Такое «движение» персонажа, олицетворявшего праздник, было связано с тем, что Пасху в мордовских песнях и молитвах величали сыном (или дочерью) верховного бога Вере паза (э.), который являлся воплощением солнца. Проявлением солярного культа были и обряды, связанные с огнем, которые часто вы-полнялись во время проводов Пасхи.

    Таким образом, в праздник Пасхи обряды в большей мере были связаны с поминанием предков, что, несомненно, способствовало укреплению связи между поколениями.

    Мастер-класс 1. Традиционные игры в праздник Пасхи

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит: веточки вербы, тексты песен

    Ведущий. Добрый день, дорогие наши участники! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, посвященном празднику Пасхи.

    Веселье и празднование Пасхи начиналось в Вербное воскресенье.

    Накануне Вербного воскресения девушки и парни справляли «Эрьбань салмат» («Вербное кушанья»). Собирались в «аштем-кудо». Ближе к полуночи собирали стол. В нескольких местах зажигали свечи. В назначенное время в дом приходила женщина постарше – прявт (ведущая). Во время исполнения праздничной песни она обращалась к Эрьбаве: дай нам здоровья, добрых мыслей – задумок, чтобы не забыли о девичьей красоте.

    Молодежь садится за стол, покушав, начинают игру «Эрьбань хлыст». Все встают в два ряда: по одну сторону – девушки, по другую – парни. В руке каждого прутик вербы. Между ними по очереди проходят все, и каждый старается хлестать проходящего как можно чувствительнее, проговаривая при этом пожелания:

    «Верба, верба, верба хлёст,
    Вставай рано, бей до слёз.
    Вставай рано, молись Богу:
    За курицу, перьицо, за красное яйцо».
    
    «Будь таким же сильным, как верба
    Таким же здоровым, как её корни,
    И таким же богатым как земля».
    
    «Верба, верба, верба хлёст,
    Бьёт до слёз.
    Верба синя, бьёт не сильно,
    Верба красна, бьёт напрасно,
    Верба бела, бьёт за дело».
    
    «Вай, спите, спите.
    Не бойтесь, что проснётесь!
    Вербой мы вас побьём
    Для хорошего урожая,
    Для доброго здоровья».
    
    «Как вербочка растёт, так и ты расти».
    

    Рано утром в воскресенье, когда солнце только вставало и первые лучи золотили крыши домов, молодежь группами обходила дома и пела у ворот:

    «Стяка урькай, стяка
    Келей ортань панжома
    Тейтерь тякань нолдама,
    Иляка пель, урякай,
    Вербинесэ чавдадызь,
    Омбонь теиекас прафтадызь!».
    

    Зайдя в дом, молодые люди хлестали веточками вербы спящих детей. При этом пели:

    «Эрьрбань хлыст, Эрьба кра!
    Шумбрачи максозо пазось!»
    (Вербный хлыст, Вербная почка!
    Пусть здоровье даст покровитель!)
    

    Хлестали вербой и скот, чтобы был здоров. Хлестали и приговаривали:

    «Скалнем, ловцосо андыцям. эйдень кастыцям!
    Эрьва тельня вазыяк кавтонь, кавтонь вазныть!».
    (Коровушка, молоком кормящая!
    Детей растить помощница!
    В каждую зиму отелись по два теленка!)
    

    Эрзяне верили, что на каждой вершинке вербной веточки таится божья сила, которая помогает от порчи, сглаза, болезней, способствует получению высоких урожаев хлеба, овощей, фруктов.

    Ближе к обеду все село собиралось на берегу реки. Одна половина жителей по одну сторону, другая по другую. Начинаются соревнования, состязания в песне.

    После выступления ведущего участникам мастер-класса предлагается поиграть в игру «Эрьбань хлыст».

    Мастер-класс 2. Праздничные пасхальные песни

    Добрый день, дорогие участники! Сегодня мы продолжим рассматривать праздник Пасхи и постараемся вспомнить пасхальные песни и напевы.

    Мейле Озавась ды озкссыцятне евтасызь Ине Озолманть ды Покштятнень ливамо Ине Озолманть:

    Инешкипаз! Вере-Чипаз! 
    Тон, марицясь, кода тикше касы! 
    Тон, неицясь кода пеште панжи! 
    Неимизь, марямизь, 
    Сюконятяно пильгезеть, 
    Пшкадтяно валдо оймезеть. 
    
    Верев кепедьсынек кеденек, 
    Масторов нолдасынек сюкпрянок. 
    Ознотано эрицянок кис, 
    Ознотано раськенек кис, 
    Ознотано эйденек кис, 
    Паксясо видезенть кис, 
    Кардазсо ракшанок кис. 
    
    Инешкипаз!Макст тенек 
    Сэтьме лембе пиземеть, 
    Чачост-касост сюронок, 
    Касост-кепедевест тяканок, 
    Раштыцят, улест аванок, 
    Макст Масторонтень ладямо, 
    Вейкень-вейкеь вечкема, 
    Лисьмакс парот лисезэ, 
    Леекс эрьметь чудезе. 
    
    Кенкшпряваяк совазо, 
    Кеншалгаяк ютазо. 
    Минь Тонеть- Шумбракши! 
    Тон миненек –шумбрачи! 
    Ванстомизь, идемизь 
    
    Ятонь ломанде, ормадо-тармодо, 
    Апародо-зыяндо, 
    Даволдо-цярахмандо. 
    Вана пидинек ашо кеднесэ, 
    Вана панинек шожча мельнесэ, 
    Зяро кашасонть ямкстнеде, 
    Зняро макст эрьвантень ули паро. 
    Инешкипаз !Чангодть! Паз Чангодть! Паз Чангодть! 
    

    Кудазоравась саи кедезензе медьсэ ваднезь пачалксе, ванозь кенкшенте карми озномасо тердеме кулозтнень оймест.

    Инешкипаз! Вере Чипаз! 
    Чангодть! Паз Чангодть! 
    Эрзянь Покшт-Покштинеть, 
    Покштянь-Покшавинеть! 
    Сырк мерезе Покштинеть, 
    Матразь-оймазь киськиненк, 
    Раужо човаля модыненк. 
    Вана тердтядызь Озксов 
    Кши-салонок варчамо 
    Пурень-Брагань корштамо. 
    Ашо кедьсэ панинек 
    Шожча мельсэ пидинек. 
    Садо ваксозонок 
    Човоряводо юткозонок 
    Начтынк коське турвиненк, 
    Пештинк вачонь пекиненк, 
    Таньшкавтынк сэпей кургиненк. 
    Кинь лемезе кундави, 
    Кинь лемезе стувтови, 
    Илядо кежиявто, 
    Веси тынь-седейсэнек, 
    Веси тынь-минек верьсэ. 
    Минь тынк эйсэ лисинек, 
    Минь тыненк велявтано. 
    Садо, весе садо! 
    Илязт уле ве ендо ваныцят, 
    Илястуле сельмень сявадыцят. 
    Пачкодезе, Молезе! Паз, Чангодть! 
    Паз, Чангодть! Паз, Чангодть!
    

    Совадо, минь тыненк ашо тарка ацынек улезе сон чевте, пурнынк веси раськенек, весемене саты, ярсадо каваняводо. Паз чангодть!

    - Дорогие участники, давайте вспомним какие песни пели в Вашем селе в праздник Пасхи (Инечи)?

    Мастер-класс 3. Пасхальные праздничные блюда

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит: рецепты блюд.

    Ведущий. Добрый день! Вам рассказали много интересного о весенних праздниках мордвы: Вербном воскресение и Пасхи. Какие блюда готовили в эти праздники?

    Весенний цикл праздников начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Для этого выпекались из теста жаворонки или ласточки, с которыми дети поднимались на крыши домов и пели веснянки.

    Во время Вербного воскресения справлялся праздник, по сути своей языческий, в честь Варма авы - матери вербы (или богини весеннего ветра), девушки устраивали моление. На нем обязательным блюдом должна была быть рыба или похлебка из рыбы с мукой, или рыбные пироги, которыми девушки угощали взрослых и детей, пришедших к ним «в гости». Возможно, это было связано с тем, что раньше примерно в это же время мордва совершала ашо кал озкс - моление покровительнице рыболовства Белой рыбе.

    Предлагаем вам приготовить:


    Пидень калт (томленая рыба)

    Рецепт:

    Крупную речную рыбу чистят, тщательно прополаскивают проточной водой, насухо вытирают. Снаружи и изнутри натирают солью с черным перцем, небольшим количеством муки, обертывают перьями зеленого лука или щавелем, поверх которого оборачивают несколькими (4-5) слоями листьев капусты или молодого лопуха, иногда – клёна. Потом обвязывают для прочности нитками и в таком виде запекают в золе на горячих углях костра. Гарниром к такой рыбе служат печеный лук, отварная или пареная морковь, печеный или отварной картофель.

    Похлебка из рыбы с мукой

    Рецепт:

    Понадобится в первую очередь – рыба 1 кг. (окунь, сиг, судак), 1,5-2 л. воды, головка репчатого лука, 2-3 картофелины, 1 лавровый лист, 4-5 горошин перца, соль по вкусу.

    Когда вода с луковичкой закипит, в неё опускается выпотрошенная и тщательно вымытая белая рыба. Рыбу варить минут 15-25, в зависимости от её размера. Перед самым окончанием варки можно добавить несколько лавровых листиков и немного чёрного перца горошком. Как только рыба сварится, её из бульона выкладывают на большое блюдо и крепко присаливают, «чтобы и дальше лучше ловилась». Только после этого в кипящий бульон закладывается нарезанный картофель. Похлебка солится и варится ещё минут 15-20, до готовности картофеля. Для того чтобы сделать похлебку более густой и сытной, за несколько минут до окончания варки в неё добавляют мучную подболтку. Для этого необходимо взять от четверти до половины стакана холодной кипяченой воды, в которой нужно тщательно размешать столовую ложку муки. Чтобы мука разошлась равномерно, взболтайте её в стакане и потихоньку, при постоянном помешивании, вливайте подболтку в кипящий на тихом огне суп. Не прекращая помешивать, поварите похлебку с подболткой ещё минутки две-три. После чего в суп можно влить пол литра молока и снова довести его до кипения. И опять же – помешивать, помешивать. Ещё пара минут и… всё. Если кто не испытывает к молоку тёплых чувств, то его можно и не добавлять. Раскладываем рыбу и разливаем похлебку по тарелкам.

    Праздник Пасхи встречают крашеными яйцами, куличами, большим количеством пирогов и специально приготовленным на праздник пивом – инечинь пуре. Все люди красят яйца, пекут куличи и готовят вкусные блюда.

    Важное место на пасхальном столе занимали крашенные яйца. Именно яйцо стало символом праздника. Его едят первым, когда садятся за стол. Яйцами обменивались и обмениваются до сих пор, их дарят родным, соседям, всем, кто придёт поздравлять с праздником.

    Покраска яиц луковой шелухой

    Наши предки красили яйца натуральными красителями. Самым распространенным и доступным способом приготовления пасхальных яиц является покраска луковой шелухой.


    Ингредиенты для покраски яиц: яйца в нужном количестве, много луковой шелухи, вода, соль, растительное масло.

    Предварительно, чтобы яйца не полопались, их нужно выдержать при комнатной температуре хотя бы один час и добавить в воду, где будут вариться яйца пару чайных ложек соли. Луковую шелуху собрать в широкую кастрюлю. Залить водой так, чтобы кастрюля была неполная. И поставить шелуху вариться на медленном огне 45-50 минут, чтобы получилась тёмная, насыщенная краска. Когда сварилась краска из луковой шелухи, увеличиваем огонь и складываем яйца прямо в кастрюлю. Они варятся вместе с шелухой. Время варки яиц 10-12 минут. Во время варки яйца нужно временами переворачивать, чтобы они рав-номерно окрашивались. И конечно, вода должна полностью покрывать яйца. Варёные покрашенные яйца выложить в кастрюлю с холодной водой и поставить их остывать. Когда яйца остынуть, их нужно вытащить и тщательно протереть досуха. Готовые яйца цветные, но не очень красивые, они матовые. Чтобы яйца блестели, их можно смазать обычным растительным маслом. Получится красивое пасхальное угощение и украшение.

    Приятного аппетита!

    Итак, сегодня мы познакомились с некоторыми праздничными пасхальными блюдами эрзянской кухни.

    В заключение хотелось бы выяснить ваше мнение, что интересного и полезного вы узнали?

    Мастер-класс 4. Секреты народного творчества «Великий праздник Пасхи»

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит: заготовка яйца, кисточки разного размера, краски (медовые, гуашь, акриловые), можно также использовать акварельные карандаши, карандаш, губка, ватные палочки, примеры узоров.

    Ведущий. Добрый день! Мы продолжаем знакомиться с праздником Пасхи. Остановимся на такой ее важной части как народное творчество, украшение дома и детские игры и забавы.

    Эрзянские женщины готовятся к празднику Пасхи задолго. Неделя до светлого Христова Воскресения называется Страстной. Основной день недели — Великий, или Чистый четверг. В это время хозяйки подготавливают себя и свой дом к празднику и большое время проводят в молитве и уборке дома. Женщины мазали и белили стены, убирали в доме, перестирывали все белье. Мужчины наводили порядок во дворе, в хлеву, амбарах и погребе. Они начинали трудиться еще с понедельника, чтобы до восхода солнца четверга закончить все хозяйственные дела, поскольку к этому времени все в доме должно было сверкать чистотой.

    В мордовских селениях на Пасху обязательно красят яйца.

    С красивыми расписными яичками люди ходят друг к другу в гости и играют в различные игры, и вкусно едят.

    Любимой забавой детей и взрослых в праздник было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи после обеда и продолжалось целую неделю. Их катали с какого-нибудь бугорочка. Яйцо играющего катится с вершины и ударяется в чьё-либо яйцо, одно из тех, что лежит на земле. Счастливец это яйцо берёт себе.

    Но катание яиц было не столько забавой, сколько важным делом. Яйцо – символ зарождения новой жизни. Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу ото сна.

    Также существовал такой обычай – в каждом дворе устраивать качели для детей, а на деревенской площади выкапывались ямы, вставлялись столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Качались все. Пасха длилась целую неделю, она была наполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

    Сегодня мы предлагаем вам и вашим детям расписать пасхальные яйца для своих родных или сделать небольшой сувенир.

    Для этого мы будем использовать деревянную, пластмассовую, пенопластовую, гипсовую или иную заготовку яйца. Можно просто взять вареное яйцо.

    Азбука росписи пасхальных яиц

    Чаще всего пасхальные яйца расписывают орнаментами. Орнамент (или узор) - это рисунок, в котором чередуются разные элементы (точки, пятнышки, круги, всевозможные линии, листья, цветы, плоды, веточки и т. д.)

    Вот самые распространенные элементы орнаментов - от простых к сложным.

    ЛИСТОЧКИ И ЦВЕТОЧКИ


    ВОЛНЫ


    ЗВЁЗДОЧКИ


    ЗИГЗАГИ


    БЕСКОНЕЧНИК


    КРИВУЛЬКИ И ЗАКРУТКИ


    "БАРАНЬИ РОЖКИ"


    ЖУЧКИ


    СОЛНЫШКО


    СНЕЖИНКИ


    ТРАВА И ЦВЕТОЧКИ


    ВЕТОЧКИ И КУСТИКИ С ЯГОДАМИ


    Сегодня я вам предлагаю попробовать расписать пасхальное яйцо.

    Поделиться публикацией: