Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Традиции
  • Контакты
  • Услуги
  • Праздник «Рождение ребенка в семье»


    Среди семейных ценностей дети играют связующую роль, давая возможность для человека выполнять роль и обязанности отца, матери, сына, дочери, внука и т. п. Они олицетворяют вечный смысл жизни человека. Рождение ребенка предусматривает не только количественное воспроизводство, но и качественное, т. е. воспитание в соответствии с культурными и нравственными ценностями эрзян. Народное мировоззрение ставило уважение и статус семьи в зависимость от качества детей: хорошее потомство поднимало статус родителей, семьи, рода.

    Рождение здорового ребенка в семье издавна считалось важным и радостным событием. Поэтому люди независимо от их этнической принадлежности соблюдали определенные обряды, с помощью которых путем символических действий, норм поведения, поверий стремились способствовать этой цели.

    Особое значение в связи с этим имели родильные обряды. Цикл родильных обрядов мордвы распадается на два этапа: первый охватывает обычаи и обряды, связанные с беременностью женщины и рождением ребенка; второй связан с принятием младенца в семью и общество. Первый этап обычаев можно отнести к лечебно-предохранительному виду, второй по психологии совершения — к имитативному виду.

    Родильные обряды второго этапа носят преимущественно социально-бытовой характер. Главные мотивы этого этапа — желание передать ребенку трудовой опыт и моральные нормы его среды, способствовать благополучной жизни нового члена коллектива.

    Сохранившиеся обряды изменились. Из старых обычаев, связанных с начальным периодом жизни ребенка, можно встретить такие, как первая стрижка волос, «разрезание пут», манипуляции с молочным зубом. Однако сегодня они рассматриваются как шуточные церемонии.

    Родильные обряды можно классифицировать по их функциям: имянаречение, оберег и предопределение.

    Родильный обряд «эйдень чачомань цислат» (эрз.) состоял из двух основных обрядов: послеродовый хлебный молебен «кшинь озномат» (эрз.) и проводившийся по истечению шести недель обряд имянаречения «лемдемат» (эрз.).

    Обряд «кшинь озномат» (эрз.) проводился с целью представления верховному богу новорожденного младенца. На этот обряд собирались близкие родственники и повитуха: пекли хлеб, готовили брагу, зажигали особую свечу «штатол» (эрз.). От хлеба повитуха отрезала ломоть и давала съесть матери ребенка. Он назывался «хлебом здоровья» — «шумбра кши» (эрз.) и символизировал здоровье ребенка и матери. Сначала поминали усопших близких родственников ребенка и просили их покровительствовать младенцу. Затем обращались к богам, Верепазу (эрз.).

    По истечении шести недель проводился обряд имянаречения «лемдемат» (эрз.). В этом обряде повивальная бабка нарекала имя младенца следующим образом: по принесению хозяевам дома (покровителям дома) и умершим предкам благодарственной жертвы за дарование младенца повивальная бабка заставляла кого-либо держать над головой новорожденного младенца испеченный пирог, а сама брала другой и, стукая хлебом об хлеб, который держали над головой младенца, произносила: «Даю тебе имя...».

    По представлению мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы младенца имел выбор «счастливого» имени. Иногда ребенка называли по месту его рождения. Так, если он появился на свет во время жатвы, его могли назвать «Нуяльте» (от нуема (эрз.) — жатва). Если он рождался на пашне, то давали имя «Паксяльте» (от пакся (эрз.) — поле). В тех семьях, в которых дети часто умирали, новорожденного называли именем первого встречного человека, предмета или животного. Обоснованием такого выбора было то, что встречный человек или животное здравствуют, так и ребенок пусть будет здоровым и счастливым.

    Следующим элементом обряда имянаречения являются моления - «кашань озномат» (эрз.). В этом ритуале жертвенной пищей была каша из проса «суронь каша» (эрз.). Каждый участник обряда (реальный и воображаемый) получал свою долю каши. Обряд проводился в присутствии крестных и родственников ребенка. Ключевое действие этого обряда — приготовление каши. При этом было важно какой она получится: если удалась, то верили, что жизнь новорожденного будет удачной. Обращаясь к богам, повитуха просила для ребенка столько счастья, сколько в каше крупы и соли.

    Вплоть до крестин ребенка оберегали от дурного глаза, поэтому старались не показывать его посторонним. Самыми опасными для здоровья ребенка считались первые шесть недель его жизни. Оберегами от порчи считались железные предметы, укладываемые в зыбку под ребенка. Хорошим защитным средством были также ветки от веника, которым повитуха парила ребенка в бане. Верили, чтобы уберечь дитя от смерти, нужно было в течение дня напрясть нитки, выткать из них холст и сшить младенцу рубаху.

    Кроме обрядов, которые должны были уберечь новорожденного от нечистой силы, у мордвы совершались обряды, обеспечивающие ему долгую, счастливую жизнь.

    В обряде, посвященном рождению ребенка, содержатся пожелания благополучия, трудолюбия. Чтобы ребенок был привязан к матери, пуповину перевязывали специальными нитками, которые были свиты с волосами матери.

    В зависимости от того, кем хотели видеть в будущем ребенка, пуповину относили в соответствующее место. Например, для мальчика — в конюшню, «чтобы у него водились кони», привязывали к сохе — «чтобы стал хорошим пахарем и всегда имел хлеб», у девочек — забивали к прялке, «чтобы была хорошей пряхой».

    Уже при первом обмывании ребенка повитуха клала в воду деньги, чтобы он был богат; парила его рябиновым веником, чтобы он вырос здоровым и красивым.

    Мастер-класс 1. Подвижные и развивающие игры в развитии ребенка

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Ведущий: Появление ребенка в семье предъявляло ко всем членам семьи требование заботиться как о физическом развитии, так и нравственном воспитании и умственном развитии. В народной культуре существовало множество приемов для воспитания и социализации ребенка.

    Большая роль отводилась загадке. Она способствует развитию сообразительности ребенка, вырабатывает у него поэтическое восприятие окружающей действительности. В ней привлекает ребенка игровой элемент. Дети устраивают своеобразные соревнования, кто быстрее, кто больше отгадает загадок. Они «заражаются» игрой в загадки и не замечают, что она переходит у них в настоящее состязание в сообразительности и внимательности.

    Приведем примеры мордовских загадок

    Без ног, а идет,
    Без рта, а дует.   (Ветер)
    
    Стоит Васька у плетня,
    Кто его тронет -
    Тот руку сожжет.   (Крапива)
    
    Сам небольшой,
    Больше себя ношу несет.    (Муравей)
    
    В воде живет, Вне воды умирает.    (Рыба)
    
    В озере певучие девицы.   (Лягушки)
    
    Лицо железное, тело деревянное.   (Топор)
    
    У меня есть свинья,
    все поле изрыла.       (Соха)
    
    Белый платок на ней,
    Сорок заплаток на ней.   (Капуста)
    
    Шапка соломенная,
    Стан деревянный.    (Дом)
    
    На стене дедушка,
    Каждое утро его поцелую.    (Полотенце)
    

    - Какие мордовские загадки знаете вы? Можем проверить сообразительность друг дуга прямо сейчас?

    Важной частью народной педагогики была сказка. Она пленяет детей своей красотой и занимательностью. Они усложняются соответственно возрасту ребенка. Сказочное произведение воздействует на ум и сердце ребенка, формирует миропонимание, эстетические вкусы, содействует развитию фантазии, обогащает представление детей яркими сказочными образами, язык детей - меткими и красочными эпитетами и оборотами, образными, красочными выражениями.

    - Какие сказки рассказывали в ваших семьях?

    В познании ребенком окружающего мира большая роль отводилась различного рода играм. Быт, верования, воззрения народа ярко и наглядно проходят в играх детей. Игра – одна из значительных сторон человеческой деятельности. Детские игры отличаются непосредственностью, бескорыстием и простотой. Вместе с тем в простых по форме и на первый взгляд наивных по содержанию играх дети постоянно изображают труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда. В молодежных играх преобладающей является тема взаимоотношений между юношами и девушками. В их же подвижных играх силен дух состязательности.

    По содержанию и времени бытования игры делятся на несколько групп:

    1. Игры весенние и летние, проводимые на улице. В них, опираясь на свои наблюдения, дети выражают собственное отношение к окружающей природе, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами.
    2. Зимние и весеннее-летние подвижные и спортивные игры. Они направлены на воспитание в детях силы, смелости, ловкости, сметливости, гибкости и точного глазомера.
    3. Театрализованные игры. Здесь детьми воссоздаются всевозможные бытовые эпизоды. Играющие, используя разные средства, стремятся передать в изображаемых героях - в людях, зверях - их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, род занятий, душевные качества («Журавли», «В петушки», « На ярмарку» и др.).
    4. Игры в закрытом помещении. Преимущественно это позднеосенние или зимние игры.

    Вот некоторые игры, в которые играли мордовские дети.

    Подвижная игра «Руцинеть» («В платочки»)

    Действующие лица: Бабушка, Дедушка, Платочки.

    Участники игры выбирают Бабушку и Дедушку. Бабушка определяет детей в Платочки, окрасив каждый в определенный цвет (на ухо называет цвет). Платочки садятся на пол. Приходит Дедушка и происходит диалог:

    Дедушка: Шумбрат, бабакай. (Будь здорова, бабушка!)

    Бабушка: Озак, батькай! (Садись, батюшка!)

    Дедушка: Маринь, руцят улить? (Слышал, платочки есть у тебя?)

    Бабушка: Улить, да а рамавить теть. (Есть, да не купить их тебе).

    Дедушка: Монь кавто сундукт ярмаком. (У меня два сундука денег.)

    Бабушка: Рамак! (Купи!)

    Дедушка покупает платочки, т.е. отгадывает какого цвета платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если Дедушка догонит его, то забирает его себе. Иногда платочек побегает-побегает, Дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же «окрасит» его в другой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.

    Журавли (Каргинеть)

    Из числа играющих выбираются "журавлиха" и "старуха". "Старушка" садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. "Журавлиха" набирает себе "журавлей". Эти "журавли" берутся друг за друга и с криками: "Тур-лур, тур-лур" ходят по лугу. Ходят-ходят и подходят к "старушке". "Журавлиха" спрашивает её:

    -Бабай, а бабай, мезе теят? - Бабушка, а бабушка, что делаешь?
    -Латко чуван. - Ямку копаю.
    -Латкось мезекс? - Ямка зачем?
    -Ярмак вешнян. - Деньги ищу.
    -Ярмактнень мезекс?  - Деньги зачем?
    -Салмукс раман. - Иголку куплю.
    -Салмуксось  мезекс? - Иголка для чего?
    -Кескав стан. - Мешок сошью.
    -Кескавось  мезекс? - Мешок для чего?
    -Кевсэ пештса. -Камешками наполню.
    -Кевтне мезекс? -Камешки для чего?
    -Тонь эйкакштнень  пряс. - На голову твоих детей.
    

    Произнося последние слова, "старуха" поднимается и начинает ловить "журавлей". "Журавлиха , подняв руки и бегая перед "старушкой", защищается. "Журавлята" кричат: "Тур-лур, тур-лур". Когда "старуха" переловит всех "журавлят", игра начинается вновь.

    Правила игры: "Журавлиха" не отталкивает "старуху", а только старается встать перед ней, не дать в этом направлении ходу.

    «Ключи» «Панжомнеть» - (эрз.)

    Играющих пять человек. На земле чертится квадрат. По углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

    Дядя (тётя, у тебя ключи?

    Тот отвечает, указывая на соседа:

    Вон у дяди (тёти) спроси.

    Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

    Посередине поищи!

    Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

    Правила игры: меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину, уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

    - Какие игры были популярны среди детей вашего села?

    В заключение мастер-класса хотелось бы узнать ваши пожелания по содержанию и проведению занятия, каково ваше мнение о возможности применения старинных игр и потешек в воспитании современных детей.

    Мастер-класс 2. Детские песни и колыбельные

    Действующие лица: ведущий, участники мастер – класса.

    Ведущий: Существенное место в педагогике эрзянского народа занимало развитие умственных способностей у детей. Первоначальным средством сообщения знаний об окружающем мире были колыбельные песни. Уже в первый месяц жизни ребенку доступна несложная ритмическая смена звуков, поэтому простая нежная мелодия колыбельных песен успокаивает, усыпляет малыша. В традиционных текстах колыбельных поется о птицах, о животных, о предметах домашнего обихода. Большинство песен построено на обращении к ребенку. В песнях, в которых мать поет о будущем своего ребенка, женщина выражала свои мечты увидеть сына сильным и ловким в любой работе, а дочь - проворной рукодельницей, быстро управляющейся по хозяйству, о занятиях родителей.

    Вот некоторые колыбельные песни, которые пели мордовские женщины своим детям:

    Миг-миг, глазок,
    Миг-миг, другой
    Закрылся-заснул.
    
    А, баву, баву, баву,
    Маленький сынок мой пусть заснет,
    Маленькая крошка пусть уснет.
    Один глазок засни, засни,
    И другой закройся.
    
    Ложись-ка, доченька,
    Ложись-ка, лапонька,
    Под головку положу высокую подушку,
    Постелю тебе мягкую постельку.
    
     Приходи, кисонька, спать,
     Моего ребенка качать,
    А я с тобой расплачусь-
     Дам кувшин молока.
    
    Отец пойдет на базар,
    Тебе купит колокольчик,
    Сюда качну - бом- бом,
    Туда качну - бим – бим.
    

    - Какие колыбельные пели в ваших семьях, в вашем селе?

    С возрастом ребенка менялись и средства умственного воспитания. Ухаживая за ребенком, взрослые сопровождали действия разными словами. Это пестушки, потешки и прибаутки. Пестушками сопровождаются различные движения ребенка, начиная с самых простых.

    Когда дитя просыпается, взрослые, поглаживая его по животику, приговаривают:

    А каким большим ты вырос, мой сынок!

    А каким большим ты вырос, моя лапонька!

    Эти тексты сопровождают простейшие комплексы физических упражнений. Пестушки помогают детям учиться потягиваться, ходить, сидеть. Существует у мордовского народа немало произведений, побуждающих малыша смелее двигаться, тверже держаться на ножках. Широко распространена у мордовского народа любимая забава детей: качаться у взрослых на ноге. Взрослый при этом произносит ритмически построенный текст, который помогает движению, организует его. Забавы по мере роста детей постепенно усложняются. Пестушки начинают уступать место потешкам. Потешками взрослые развлекают ребенка. С потешек начинается и обучение детей счету. Народ уже на втором году жизни начинает учить малышей счету. У мордовского народа для этого используются различные игры с пальчиками детей.

    Взрослый берет левую руку ребенка и водит по ладошке указательным пальцем другой его руки, приговаривая:

    Тьфу, тьфу, желудь,                              Тьфу, тьфу сэрине, 
    Ядрышко желудя-орешка,                           Сэрянть подсо пештине,
    Малиновая веточка,                               Инзеенень тарадке, 
    Уточкино перышко.                                Яксяргинень толгине.
    

    Затем тем же пальцем, которым водил по ладошке ребенка, взрослый начинает сгибать по очереди пальцы левой руки ребенка и приговаривает:

    Это- дедушка,                                      Те -  атине, 
    Это-бабушка,                                       Те – бабине, 
    Это- доченька,                                     Те – тейтерьне,
    Это-сыночек,                                       Те –церыне, 
    Это-сношенька.	                                   Те – урьвине.
    

    - Какие потешки пелись в ваших семьях?

    Предлагаем дальше прослушать несколько эрзянских детских кол-бельных песен и попробовать исполнить самим. (файлы с аудиозаписью).

    В завершении этого занятия хотелось бы узнать ваше мнение о его проведении, форме и содержании, насколько было полезным и интересным.

    Мастер-класс 3. Празднично-обрядовая кухня эрзянского народа при рождении ребенка

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Ведущий: Добрый день!

    Вам очень много рассказали об обрядах, связанных с рождением ребенка в эрзянской семье, а сегодня мы рассмотрим, что готовили из еды и как ее преподносили по такому случаю.

    В день рождения ребенка дома устраивали моление над хлебом – кшиознома (э.). На стол клали каравай хлеба, кашу, яйца, и повитуха или свекровь молодой матери поднимала хлеб над столом и молила Нороваву беречь младенца, дать ему счастья и здоровья, произносила следующие слова:

    Пусть будет счастлив ребенок,

    Вырастет большим,

    Найдет себе пару.

    Горбушку от этого хлеба клали рядом с ребенком, считалось, что она предохраняет от сглаза. В настоящее время этот обряд уже не совершается. Хлеб использовался и в обряде эйкакшидема (э.) - выкуп ребенка, когда повитуха «вручала» младенца матери. Это происходило после третьей бани. Повитуха, держа в одной руке младенца, а в другой руке хлеб, спрашивала молодую женщину: «Что тебе нужно: хлеб или ребенка?».

    Мать отвечала: «Ребенка».

    Бабушка отдавала ей ребенка со словами: «Вот твоя ноша».

    Во время первого укладывания ребенка в колыбель с ним знакомились женщины - родственницы. Колыбель по обычаю делал отец роженицы, а его жена пекла лепешки - лавсеньсюкорот (э.) и пироги. При их печении она приговаривала: «Пахарем пусть будет», если родился мальчик, или: «Пряхой пусть будет», если рождалась девочка. Лепешки и пироги клали в колыбель, и все женщины, присутствующие при этом обряде, по очереди качали ее, желая ребенку сытой и счастливой жизни.

    При обряде наречения имени повитуха после принесения Куд - Юртаве и умершим предкам благодарственной жертвы заставляла держать кого-либо каравай хлеба над головой младенца, а сама брала в руки другой каравай и, стукая хлебом об хлеб, говорила: «Даю тебе имя такое-то».

    Чаще хлеб выпекался из ржаной муки, а по праздникам - из пшеничной; реже - ячменной и овсяной муки. Пекли его из кислого теста на закваске. Тесто раскладывали в формы или просто клали на капустные или другие листья.

    В прошлом хлеб пекли с добавлением лебеды. Например, если в тесто для хлеба добавлялась лебеда, то его называли марчонь кши, а если добавлялся тертый картофель, то называли модамарень кши.

    А в вашем селе сохранился обычай печь хлеб при рождении ребенка? А кто с нами поделится рецептом эрзянского хлеба?

    После крещения ребенка в течение трех - семи дней приходили все родственники, соседи и знакомые знакомиться с новорожденным – содавтома (э.), то есть он «входил» в состав всей общины. По этому поводу проводилось специальное моление. Повивальная бабка обращалась с молитвой в начале к Иисусу Христу, а затем к «кормильцу Пасу», прося у них счастья для новорожденного. Для этого обеда варили кашу и пиво. И, обращаясь к богам, повитуха просила для ребенка столько счастья, сколько в каше крупы и соли. После троекратного повторения молитвы она съедала немного каши, а бабушка новоро-жденного выпивала пива. Затем все присутствовавшие угощались кашей и пивом. На этот праздник приглашали всех родственников, каждый из которых приносил с собой хлеб, ведро пива, горшок каши и плошку масла. Над каждой из принесенных каш повитуха трижды читала молитву. В некоторых местах во время обеда кум и кума брали ложку с кашей, в которую наливали браги и вина, приправляли эту смесь перцем и, поднося отцу новорожденного, говорили: «На, ешь! Как жене было горько родить ребенка, так и ты отведай горечи». После обеда кум и кума поднимали вверх пирог с начинкой или блюдо с кашей и, обращаясь к новорожденному, желали ему вырасти таким же большим, на какую высоту были подняты пирог или каша. Самым распространенным напитком на праздниках у эрзян была поза.

    В XX веке появляется и постепенно упрочняется обычай устраивать угощение по поводу крещения ребенка кстинат (э.). На него приходили родственники родителей новорожденного с кашей, пирогами, хлебом, яйцами и прочей снедью. Во время обряда обязательным блюдом, подаваемым на стол, была каша, которую пришедшие «выкупали», то есть клали около чашки с кашей принесенные гостинцы и деньги.

    А вы приглашаете гостей на крещение ребенка? Какие угощения приняты в вашей семье по поводу крестин ребенка? Кто нам расскажет и поделиться своим рецептом?

    Мы предлагаем вам видео рецепт эрзянского хлеба, рецепты пшенной каши с тыквой и позы.

    Каша пшённая с тыквой

    Дурак куяр марто ямксонь каша.(э)

    Пшенная каша не только была изысканным блюдом во время свадьбы, крестин, с ней были связаны обряды мордвы. На крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся, как и яйца, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав ее, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.

    • 1 стакан пшена;
    • 600 г тыквы;
    • 300 г молока;
    • 300 г воды;
    • 1 ст. ложка сахара;
    • 40 г сливочного масла.

    Тыкву очищают от кожи, удаляют семена с мякотью, нарезают мелкими кубиками или пропускают через мясорубку, кладут в кипящее молоко (можно в разбавленное водой), добавляют соль, сахар и доводят до кипения. Потом засыпают пшено и варят кашу до готовности на малом огне (при слабом кипении). Подают со сливочным маслом.

    Поза (эрзянский рецепт села Кочелай Кочкуровского района)

    Поза – брага из свеклы, ставшая национальным напитком. С ней связан сбор лесного хмеля. Эта добавка во многом и определила оригинальность народного напитка, который олицетворяют с бодростью и здоровьем. Поднимая чашу с позой, не зря восклицали: «Мордовскую позу пьёшь - здоровье наживешь!» - Поза не только утоляет жажду, но и сытна. Так и говорят о ней: «Много выпьешь - мало съешь! Полезна и в том смысле, что не пьянит, но веселит». На рис.1 изображена утварь для приготовления позы.

    Свеклу варят несколько дней. Причем держат в печи не постоянно: день парят, на второй вынимают, потом снова сажают в печь. Потом - сушат, раскладывая на досках, и хранят для зимы. Затем готовят солод: замачивают рожь и ставят в теплую печь. Пророщенные зерна молят на мельнице или ручных жерновах. Полученную муку - солод - парят. Свеклу и солод закладывают в специальную кадушку - пересейку. Раньше обычно она была общей на 15—20 семей, переходила из рук в руки. Те, кто был побогаче, держали посуду только для себя. Внутрь кадушки из гибкого прута делают круг, оплетая лыком. Круг служит ситом - перегородкой между свеклой, солодом, лежащими на дне. Выше круга насыпают измельченную ржаную солому. В состав эрзянской позы обязательно входит лесной хмель, немного сахара, дрожжи.

    В селе Болдово Рузаевского района варили лесную брагу. Куски свёклы сушили в печке и даже обжаривали. Эту «шоколадку» очень любили дети. Заготовленную таким образом свёклу складывали в мешок, вешали в сухом месте и хранили впрок. Зимой «свекольные сухари» кипятили, разбавляя кипячённым сладким раствором зверобоя (чай тикше (э.), в который клали дрожжи.

    Современный рецепт эрзянской позы

    Сахарную свеклу очищают, шинкуют, заливают водой и тушат в течение суток. Остудив до комнатной температуры, вводят ржаную муку, и смесь солодят в течение 6 часов. Вливают кипяченую воду, доводят до кипения, снимают с огня, охлаждают и процеживают. На этом же сусле разводят дрожжи с небольшим количеством ржаной муки и сахара. Затем сусло соединяют с отваром хмеля и дрожжевой закваской и оставляют для брожения на 2–3 часа. Готовый напиток процеживают и хранят в холодном месте. Ингредиенты: свекла сахарная 300, мука ржаная 40, солод 20, дрожжи 2, хмель 1, сахар 20, вода.


    Рис.1 Утварь для приготовления позы:

    1, 2 - ковши;
    3 - кувшин для позы;
    4 - кадушка;
    5 - пробка;
    6 - решетка для кадушки.

    Попробуйте сделать дома одно из угощений по нашим рецептам!

    Мастер-класс 4. Одежда в родильных обрядах мордвы

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит:

    • Прямоугольник ткани примерно 40 на 86 см;
    • Выкройка, бумага для выкройки;
    • Ножницы;
    • Нитки по цвету ткани и красные для каймы;
    • Иголки;
    • Красная лента для каймы и украшения рубашки;
    • Ткань (можно взять любую х/б: батист, бязь, ситец, штапель);
    • Утюг;
    • Швейная машинка;
    • Выкройка.

    Ведущий: Добрый день!

    Сегодня мы поговорим о значении одежды для роженицы и младенца. Одежда в родильных обрядах мордвы выполняла важные функции, которые заключались в обеспечении безопасности роженицы и нового члена семьи, пожелании благоприятной судьбы, приобщении к роду-племени, выражении богатой гаммы чувств в связи с его появлением. Несмотря на то, что главными героями в рассматриваемом обряде были мать и ребенок, активное участие в этом действе принимали и специально приглашаемые лица, равно как и ближайшие родственники. Вместе с тем при создании каждой вещи в традиционной бытовой культуре непременно участвовали члены коллектива – семья, близкие родственники, иногда – односельчане.

    Специальной одежды для будущей матери не шили. Крой и манера ношения традиционной рубахи мордвы с запахом скрывали особенности фигуры женщины, и беременность становилась явно видимой окружающим лишь на последнем сроке. Таким образом, одежда позволяла преодолеть первую, наиболее опасную половину беременности, защищая от нежелательного внимания посторонних и сглаза. В период беременности мордовские женщины придерживались предписанных обычаев, запретов в отношении определенных предметов и действий, чтобы роды прошли благополучно и ребенок родился здоровым. Во избе-жание выкидыша строжайше запрещалось ходить неопоясанной. Кроме того, использовали специальные нити – «мекев потэть» (э.), буквально «идущие в попятную», которыми перевязывали живот и носили до самых родов. Существовала система примет, оберегов, способствовавшая приобретению еще не родившимся ребенком определенных качеств – физических, умственных, трудовых и определявшая пол будущего ребенка. Так, если беременной снились «женские» предметы, ждали девочку, если во сне она видела «мужские» вещи, верили в рождение мальчика.

    - Может кто-то из вас знает, какие запреты для беременных женщин существовали в вашем селе. Что нельзя было делать беременной женщине, а что обязательно необходимо было соблюдать для того, чтобы роды прошли благополучно?

    В некоторых мордовских селах при рождении младенца на конек крыши вешали только что сплетенный лапоть. По поверью, ребенок будет жить до тех пор, пока не сгниет и не оборвется лыковая перевязка. Подобный пример можно рассматривать, с одной стороны, как средство магического воздействия на сверхъестественные силы, а с другой – как оповещение предков о важных событиях. Чтобы новорожденный был богат и долго жил, его клали в избе на шубу. «Сколько в шубе шерсти, столько лет жизни, столько богатства ребенку» просила бабушка-повитуха, обращаясь с молитвой к богу. Кроме того, у мордвы со-вершались ритуальные действия «превращения» его в человека и «введения» в свой коллектив. Так, новорожденного нередко принимали в одежде человека, чье расположение, а иногда и черты характера, состояние здоровья хотели ему передать. С этой целью использовали рубаху отца, матери, старшего брата или сестры, порты деда. Роженица одаривала повитуху платком или рубашкой, холстом, мылом. Близкие родственницы, навещая мать с младенцем, в качестве подарка новорожденному приносили холст или рубашку. Дед с материнской сто-роны готовил колыбель, а бабушка – одеяло, иногда – накидку на люльку «лавсь ланго» (э.). Бабушка по отцовской линии – матрац «пона ацам».

    Существовало представление о необходимом минимуме одежды для новорожденного, за подготовку которого отвечала будущая мать и близкие родственники. В некоторых селах все вещи готовила сама женщина.

    Одежда грудных детей состояла из нескольких рубашек, шапочки-колпачка и пеленок. Детские вещи заранее не готовили, боясь, что это может повлечь за собой смерть младенца. В качестве пеленок использовался холст от старых рубах, так как эта ткань была мягкой. Стремление завернуть ребенка в более мягкие пеленки имело здесь практический смысл. В традиционной культуре мордвы категория старого отождествлялась с понятием «обжитое, освоенное», старые вещи воплощали идею преемственности, передачи накопленных ценностей от одного поколения к другому, поэтому заворачивание в старую одежду было актом не только обретения первой одежды, но и установление связи между поколениями. К утилитарному назначению старой одежды добавлялись и символические функции: желая в будущем рождение сына, новорожденного пеленали в старую мужскую рубаху, порты, а если девочки – в материнскую. Для заворачивания новорожденного в конце ХIХ в. шили специальные детские пеленки-покрывала из белого холста из 3 полотнищ, окаймленных с одной стороны красной полосой бранного тканья и кумачом. Иногда пеленку украшали вышивкой, кружевом, вязаным крючком, нашивали мишуру, разноцветные ленты и тесьму.

    Обряд крещения завершался обменом подарками: мать новорожденного сначала одаривает куму и кума, свекра и свекровь, деверя и золовку подарки. Через шесть недель после рождения кума навещала крестника и дарила либо колпак, либо пояс, а богатые – рубашку, которую подпоясывали со словами «Чтобы всегда живот был полный, не голодал». Рубашку делали длинной с целью обеспечить ребенку долгую жизнь.

    Наиболее значимым в родильной обрядности был пояс. Он использовался в качестве атрибута родовой магии, а впервые месяцы жизни новорожденного выполнял важную практическую функцию. Пояс можно назвать основным элементом первой одежды человека, он скреплял распашные детали, формируя необходимое жизненное и культурное пространство новорожденного.

    Существовало поверье: чтобы уберечь дитя от смерти, нужно было в течение дня напрясть ниток, выткать из них холст и сшить младенцу рубашку. С этой же целью новорожденному мальчику прокалывали одно ушко, а девочке – оба ушка и продевали заговоренные шелковые ниточки или серьги; в народе о таких говорили: «От бога прощенные, от ворожеи – купленные».

    В некоторых селах первую рубашку шили, как только ребенок начинал ходить, причем для девочки она была ниже колен. Первую рубашку кроили из одного куска материи, сотканного специально тоньше и мягче: ткань перегибали, а в середине сгиба делали вырез для головы. Вместо рукавов при сшивании оставляли отверстия. Встречался и распашной покрой: сшивали два полотна, а в середине делали прямой нагрудный разрез. Чтобы ребенок всегда оставался с родителями, первую его рубашку берегли до совершеннолетия. Особенно часто этот обычай соблюдали с первой рубашкой девочки: в этом случае она должна была в будущем выйти замуж в своем селе. На голове мальчики и девочки носили шапочки – «колпак» (э.) домашнего изготовления круглой формы на холщовой подкладке из лоскутков или остатков холста. Праздничный колпак украшали небольшой вышивкой или полосками бранного тканья, которые являлись также средством защиты от дурного глаза. В качестве оберега на колпак нашивали раковины-каури.

    После того как ребенок начинал ходить, ему надевали специальные штаны без ластовицы в промежности «каляват» (э), «калява-понкст» (э). У девочек они были белого цвета, у мальчиков – в клеточку или синюю полоску. В некоторых селах первые штаны на ребенка надевали по истечении трех лет, и назывались они «потмакстома понкст» (без ширинки). Специальной обуви для малышей не было. Лишь только растает снег, двух-, трехлетние ребятишки бегали по улице босиком, на холодное время для маленьких детей вязали шерстяные чулки до колен. Для зимы ребенку шили безрукавки или жилетки «грутька» (э) из сукна или овчины. С 3-5 лет для девочки шили платье с оборками, в этом же возрасте ей прокалывали уши и надевали серьги.

    Таким образом, элементы одежды выполняли в родильных обрядах разнообразные функции, но прежде всего – практическую. Основное назначение традиционной одежды как необходимого атрибута его участников заключалось в обеспечении безопасности роженицы и ребенка, пожелании благоприятной судьбы ребенку, совершении акта приобщения к родственникам, выражении радости, надежды с появлением нового члена семьи, воспитании трудолюбивого человека. Старые вещи воплощали идею преемственности, передачи накопленных ценностей от одного поколения к другому.

    А сегодня мы с вами будем учиться шить одежду для новорожденного – рубашку. Можно сшить и подарить своим знакомым, у которых скоро будет прибавление в семействе.

    Описание работы.

    Для выкройки рубашки/ распошонки новорожденного будем использовать следующие мерки: длина распашонки - 30 см, полуобхват шеи – 12 см, полуобхват груди - 24 см. См рисунок 1.


    Рис.1 Выкройка рубашки

    На чертеже выкройки показана одна четвертая часть рубашки, поэтому при вырезании выкройки из бумаги следует подложить под нее второй лист. Это позволит вам вырезать на верхнем листе переднюю, а на нижнем - заднюю половинку выкройки распашонки.

    При раскрое ткань складывают по долевой нити пополам. К сгибу ткани прикладывают выкройки спинки. Переднюю часть с запахом выкраивают в зеркальном отражении. Спинку и полочку соединяют по плечевым линиям оверлоком (на плече стачной шов не делают) или ручным обметочным стежком, главное не затягивайте сильно нитку в стежке, чтобы шов не был грубым.

    Для украшения рубашки низ и горловину изделия можно окантовать красной лентой.

    На рисунке 2 представлена выкройка крестильной рубашки. Складываем ткань вчетверо и выкраиваем основу нашей рубашки. Размечаем и вырезаем отверстие горловины. Разворачиваем нашу заготовку и проверяем, чтобы все было ровно и симметрично. Стачиваем боковые срезы на расстоянии примерно 1-1,5 см от края. Тщательно проутюживаем швы и с изнанки, и с лица. Прошиваем на машинке край или окантовываем красной лентой. Теперь находим середину переда и делаем от выреза горловины строго вертикально вниз разрез глубиной 10-11 см. От конца разреза влево и вправо делаем небольшие надсечки (4-5 мм). Берем косую красную ленту или бейку и начинаем приметывать ее от горловины по одной стороне разреза. Дойдя до надсечек, отворачиваем бейку дважды на 90 градусов. У нас образовался равносторонний треугольник, закрепляем его и продолжаем приметывать бейку с другой стороны разреза до горловины. Теперь аккуратно притачиваем бейку на машинке, следя при этом, чтобы она притачалась и снаружи, и изнутри. Треугольник в низу разреза прострачиваем дополнительно. Притачиваем бейку по срезу горловины, оставив с двух сторон свободные концы для завязок (по 25-27 см с каждой стороны). Изделие готово.


    Рис. 2 Выкройка крестильной рубашки.

    Р.S. Во время занятия прострачивать на машинке швы не обязательно, можно их только наметать. На самом занятии можно обметать красной ниткой края распашонки — горловина, полочка, низ, рукава.

    Поделиться публикацией: