Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Праздник Рождества: традиции народа и семьи


    Рождественские святки у мордвы считались одним из самых веселых периодов в году, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени.

    Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы.

    По традиции на Святки принято было ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и больниц.

    Существует много традиции и обрядов празднования Святок и Рождества. Одной из интересных традиций данного праздника является традиция коляды. Колядующие наряжаются в костюмы, ходят по домам, поют хозяевам колядки и поздравляют с Рождеством. Хозяева же дарят колядующим сладости или деньги. Как правило, сладостями угощаются дети, которые приходят колядовать к своим крёстным, родственникам или близким знакомым. Для этого накануне детишки усердно учат колядки. Взрослых приглашают за стол, угощают выпивкой и закуской, после чего колядующие отправляются в следующий дом. Считается, что чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее выдастся следующий год. Обойдя деревню, дети собираются в один дом и ужинают собранным. Взрослые не едят этих подачек, но часть их отдается курам, уткам, гусям, телятам, поросятам, ягнятам, но отнюдь не старому скоту.

    Другая интересная традиция – приход засевальщика. В каждый дом должен войти посевальщик — мужчина или мальчик, который поёт засевальные колядки и разбрасывает при этом по всему дому зерно. Мальчик вынимает из рукавицы насыпанные туда зерна разного хлеба и бросает на хозяев, приговаривая: «Корминечек-Паз пошлет хлеба на вас!». Хозяева собирают эти зерна и хранят их до посева.

    Еще одна традиция - домашнее моление. В Новый год, в самый полдень, хозяин открывает окно и, зажигая перед ним штатол, молится со всеми домашними на коленях, говоря: «Чам-Паз, помилуй нас, Анге-Патяй-Паз, умоли за свиней, за овец, за поросят и за кур (и т. д., перечисляет скот). Таунь-oзаис, береги наших свиней от волка; давай много поросят. Вельки Васяй (то есть Василий Великий, которого мордва отожествляет со своим Таунь-oзаисом) Таунсяй, давай поросят черных и белых, каких сам любишь». После молитвы хозяйка подает мужу на блюде свиную голову (без березовых прутьев, без золотой бороды и без яйца во рту), он с детьми идет к камню «кардо сярко» (хранительницы двора) , в свинарник и по другим хлевам. Впереди идет старший его сын или дочь. При выходе из избы мать дает ему в рот сваренный свиной хвостик; ребенок, держа его в зубах, а в одной руке рукавицу с зерном разного хлеба, ходит перед отцом и осыпает зернами камень кардо сярко, хлева, соху, борону, телеги, бросает зерна в овин, на сенницу, словом, повсюду, а отец, ходя со свиною головой, говорит: «Анге-Патяй-Паз, уроди хлеба и скота, Таунь-oзаис, Вельки Васяй, Таунсяй, береги свиней, чтобы волк не съел». Обойдя двор и хлева, возвращаются в избу и, прочитав трижды молитву, подобную той, которую читают в Рождество, садятся обедать. После обеда свиные уши и кончик рыла хозяйка зарывает под передний угол дома.

    Не менее интересен обряд с соломой. Солома, положенная в избе перед Рождеством, остается на полу несколько дней. Затем ее собирают. Хозяйка берет пук её, кладёт на камень кардо сярко и зажигает штатолом. Потом берет другой пук, зажигает его и окуривает курятник. На другой день также окуривает коровник. Остальную солому в крещенский сочельник кладут перед домом и зажигают штатолом. От курева этой соломы, по мнению мордвы, убегают нечистые духи.

    Таким образом, все рождественские обрядовые действия проводились с установкой на увеличение плодородия, семейного здоровья и счастья.

    Во время Святочных дней очень популярны были уличные гуляния, вечерки с танцами, и гаданиями. Игры на праздниках являлись биологической потребностью организма, и, по мнению специалистов, не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Очевидно, маскарадно преображаясь, люди расслаблялись, освобождались от обычных норм поведения.

    Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер игрищ молодежи. Поэтому зачастую молодежь почти полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время Святок посвящала разнообразным развлечениям. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке.

    Одной из ярких особенностей Святок являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

    Святочные гаданья у мордвы такие же, как и у русских: девушки гадают о суженом, молодые люди о рекрутстве. В святочные вечера, по общему обыкновению, гадают так:

    • льют олово и ходят слушать. Если олово, влитое в ковш свежей холодной воды, разбившись, упадет на дно, это принимается за верный признак семейного разлада; олово, слившееся в вид гроба, означает смерть, в виде ранца или ружья — отдачу в рекруты, в виде венца — свадьбу;
    • собираются слушать преимущественно на перекрестки, обводят вокруг себя круг березовым веником, помелом или лопатой, в ограждение от злых духов, и, ложась на землю, слушают, а главный в этом сборище, нередко старик, стоит и машет веником во все стороны. Если кому послышится скрип обозов — будет в следующем году изобильный урожай хлеба, если же ничего не слышно — будет недород. Иному слышатся стоны и вопли, из чего заключают, что год будет тяжел для народа;
    • накануне Нового года, после ужина, крошки, остающиеся на столе, и сор с лавки сметают в одну кучу и оставляют до утра; рано на заре смотрят, нет ли тут каких зерен: какого хлеба найдут зерно, такого будет урожай в следующем году.

    Девушки гадают о суженых следующим образом:

    • кладут под подушку первый кусок, взятый за ужином — жених во сне приснится;
    • завязывают лошади глаза, девушка садится на нее: если лошадь пойдет к воротам, быть свадьбе, а если к стойлу — оставаться в девках;
    • с которой стороны услышит собачий лай, в ту сторону замуж выйдет;
    • ходят считать у хлебного амбара бревна, приговаривая к каждому: «кузов, короб, сусек»: если на последнее бревно придется слово «кузов» — быть замужем за бедным; если «короб» — за человеком среднего состояния, а если «сусек» — то за богачом.
    • берут в горсть горох и считают теми же словами горошины. Кроме гаданий, девушки хоронят золото, поют подблюдные песни.

    В последние Святочные дни люди готовились к проводу Святок , чтобы окончательно избавиться от неприятностей. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль села, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

    Мастер-класс 1. Песня зовёт

    Действующие лица: ведущий, участники мастер – класса

    Реквизит: тексты песен, калядок, музыкальные инструменты.

    Ведущий. Здравствуйте! На данном занятии мы поговорим о песнях, которые исполнялись в период Святок.

    Конечно, в данный период исполнялись в основном песни-колядки, которые были направлены на пожелание семейного благополучия, здоровья, плодородия земли и приплода скота. Исполнение колядок иногда происходило под аккомпанемент музыкальных инструментов: дуда, палама и кайга (скрипка).

    Пример одной из колядок:

    Мальчики и девочки ходят по домам со следующею песней:

    Таунсяй!
    
    Расступись, земля,
    Уродися, хлеб,
    Колос с дугу,
    Зерно с кочедык,
    А соломушка
    С оглоблюшку.
    Таунсяй!
    
    Зерно толкай,
    Пироги пекай,
    Клади в окно:
    Прилетит голубок,
    Возьмет зернушки,
    А мы пирожок.
    Таунсяй!
    
    Наша подачка
    В дверь не пролезет,
    В окошко шлет.
    Свины ножки, лепешки,
    В печке сидели,
    На нас глядели.
    Таунсяй!
    
    Если поющим нескоро подают, они стучат в заслоны, звонят в колокольчики и поют:
    Подавай пирога!-
    Не дашь пирога,
    Замараем ворота;
    Не дашь каши горшок,
    Всадим вилы в бок;
    Подавай пирога,
    Пшенной каши горшок,
    Таунсяй!
    
    Когда же подадут им в окно лепешек, свиных ножек и пшенной каши, дети величают хозяев:
    
    У Денянь Лазунянь
    Изба светла,
    Окошки белы,
    Ворота пестры,
    Вереи красны,
    Таунсяй!
    
    Денянь Лазунясь
    Светел месяц,
    Молода мазай,
    Красно солнышко;
    
    У Деняня детки
    Частые звездки.
    Таунсяй!
    
    Уродися Денян хлеб -
    Не провезти в ворота,
    Уродися поросят,
    Телят, ягнят,
    Гусей, лебедей,
    Серых уточек.
    Таунсяй!
    

    В ходе Святочных гуляний исполнялись также засевальные колядки во время хождения по домам селян и подблюдные песни во время гаданий.

    Далее участникам (дедушкам и бабушкам) предлагается вспомнить и другие тексты песен-колядок, их текст фиксируется. Затем некоторые из участников (внуков) пробуют исполнить колядки, которые были представлены на занятии или предложены участниками занятия. В конце занятия каждому из участников должна быть сделана копия колядок для разучивания дома.

    Мастер-класс 2. Театрально-танцевальная студия

    Действующие лица: ведущий, участники мастер – класса

    Реквизит: маски зверей, одежда для нарядов, книга В.С. Брыжинского «Детские и молодежные игры мордвы»

    Ведущий. Добрый день! На сегодняшней встрече мы попробуем воспроизвести одну из игр-развлечений, которые проводились в старину на Святки. В качестве развлечений для детей и молодежи были популярны катание на санях, игра в снежки, игра в ряженных животных, хождение по домам и славление хозяев, хороводы на улицах и перекрестках.

    Наиболее распространенными у мордвы были маски зверей, в частности, медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Мужчины надевали на себя вывороченные шубы, маски, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома и просили угощение у хозяев.

    Далее участникам предлагается ознакомиться и выбрать для репетиции одну или две игры для Святок из книги В.С. Брыжинского «Детские и молодежные игры мордвы»: «Кольцо на счастье», «День Коляды», «Смотрины пряжи», «Огоньки Коляды», либо сами участники могут предложить для репетиции игру-развлечение, которое было принято в их селе.

    Мастер-класс 3. Празднично-обрядовая кухня эрзянского народа в Новый год и Рождество

    Действующие лица: ведущий, участники мастер – класса

    Реквизит: рецепты приготовления блюд.

    Ведущий. Добрый день!

    Нам уже с Вами известно, что праздничную и обрядовую еду можно разделить на две группы: приуроченные к определенным календарным праздникам и моментам жизненного цикла (рождение, свадьба, похороны).

    Календарные праздники у эрзян подразделялись на четыре группы по времени года: зимние, весенние, летние и осенние. Зимние календарные праздники приурочивались к декабрьскому солнцестоянию и следующим за ним дням. Кульминационные его точки - 25 декабря, 1 и 6 января определяются христианскими праздниками и гражданским календарем. Основной темой этих обрядов было предугадывание и обеспечение нового урожая. В этих целях практиковались различные способы колдовства, игры, гадания об урожае, о предстоящей судьбе людей на будущий год. Для того или иного праздника был характерен определенный набор продуктов. Так, например, народные гадания в праздниках зимнего цикла были направлены на угадывание той культуры, которую необходимо посеять, чтобы в достатке содержать семью. Поэтому в рождественский сочельник варили кашу из нескольких сортов зерна.

    В первый день Нового года совершали то, что должно было иметь воздействие на весь последующий период: сытная еда с набором ритуальных блюд (каша, хлеб, пироги, свиная голова). Повсеместно в эрзянских селах под Новый год в каждом доме выпекали орешки из пшеничного теста, жарили поросенка, гуся или курицу. Вечером устраивали моление - озкс. Качая жареного поросёнка, домохозяйка просила Юртаву (богиня жилища) о размножении скота. Новый год в некоторых местах заселения эрзян считался днем жертвоприношения в честь свиней («тувонь-озкс»), на котором чествовали божество свиней - «тувонь паз».

    А у вас какое главное блюдо на Новый год?

    Дохристианские предки мордвы на Новый год раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем. Например, хозяйка брала в руки чашку со специально приготовленными из теста орешками и молила Вирьаву (богиня леса) об урожае орехов. В некоторых местах это моление совершалось около водного источника. На берегу раскладывали ритуальную еду и просили верховного бога Верепаза (э.) и богиню урожая Нороваву (э.), а также покойных предков о хорошем урожае и добром здоровье.

    Моление – озкс сходно с ритуалом колядования. Он проводился накануне Рождества. Этот день у мордвы так и назывался: «калядань чи» (день каляды). Он олицетворял рождение солнца, сулил изобилие в предстоящем году. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. Для этого пекли специальные пирожки - калядань прякат (э.) с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, калиной, свеклой и т.п. Благополучие семьи представлялось зависимым от обилия розданных даров.

    В вашем селе ходят колядовать? А Вы в этом принимаете участие?

    На Рождество обязательно готовили холодец или свиную голову, копченое сало, пшенную кашу, блины, пироги с разной начинкой. В качестве начинки использовали варенье из яблок и смородины, капусту. А еще на Рождество и на Старый Новый год пекли орешки - сладкое мучное изделие из пресного теста (мука, яйца, немного масла, сахар, соль) и делали медовый десерт (ламбамо пель) - мед перемешивали с мукой до пластичной твердой массы (как пластилин), а затем нарезали на кубики.

    На Крещенье пекли из теста фигурки лошадок, коров, кур и др.

    А в ваших семьях сохранились национальные рецепты праздничных блюд? Расскажите нам о них.

    Мы вам предлагаем следующие рецепты новогодних праздничных блюд.

    Орешки

    Под Старый Новый Год дети ходили по селу с мешочками и собирали орешки. Вкуснятина! Хотите удивить своих детей и внуков, приготовьте по этому рецепту орешки, радость их будет бесконечна!

    Необходимо:

    • 1 стакан молока,
    • 1 стакан растительного масла,
    • 1 стакан топлённого свиного сала, сало можно заменить топлёным маслом (натуральным),
    • сахар, соль по вкусу.

    Замешиваем тесто как на пельмени, раскатываем в жгуты диаметром примерно 1 -1,5 см, затем эти жгуты разрезаем на маленькие кусочки (1 см). Выпекаем в печи или в духовке. Сахара не жалей, хуже не будет. Орешки получатся рассыпчатые, тают во рту.

    Пирожки с капустой

    Ингредиенты для теста (на 24 пирожка):

    • 250 мл воды;
    • 10 г свежих дрожжей;
    • 2 чайные ложки сахара;
    • 0,5 чайной ложки соли;
    • 4 столовые ложки растительного масла;
    • примерно 400 г (2,5 стакана) муки.

    Муку просейте. Дрожжи растворите в теплой воде. Из всех ингредиентов замесить тесто в миске, придать форму шара, накрыть полотенцем и поставить в теплое место на 1 час. Расстоявшееся тесто замесить еще один раз, придать форму шара и оставить еще на 30 минут. В промежутках пока тесто расстаивается, приготовить начинку.


    Для начинки:

    • капуста квашеная;
    • 1-2 головки репчатого лука;
    • 3-4 яйца при желании;
    • 1-2 ст. ложки томатной пасты при необходимости;
    • растительное масло, соль, черный молотый перец.

    Квашеную капусту пробуем. Если кажется что она слишком кислая или соленая – вкладываем её в дуршлаг и промываем под проточной водой. Репчатый лук чистим, нарезаем четверть кольцами или мельче. Сильнокислую капусту можно еще и проварить в кипящей воде до мягкости, слить воду через дуршлаг и, не отжимая, выложить на сковороду в разогретое растительное масло. Жарьте все вместе до готовности. Попробуйте начинку на вкус и, если надо, посолите и поперчите. Томатную пасту стоит положить, если капуста в конце при-готовления оказалась совсем не кислой. В начинку можно добавить вареные яйца или обжаренные отдельно грибы.

    Подошедшее тесто разделить на одинаковые кусочки.


    Затем каждый кружочек раскатать лепешками, на каждую лепешку выложить начинку, защипать. Пироги положить на противень, смазать яйцом или сметаной или маслом, оставить в теплом месте, чтобы пироги подошли. После того как пироги подошли, поставить их в нагретую до 180гр духовку, на 20 -25 минут, до зарумянивания.

    Поросенок жаренный с гречневой кашей


    Продукты:

    • поросенок целиком -1500 гр.,
    • 55 гр. топленого масла,
    • 400 гр. гречки,
    • 30 гр. соли.

    Хорошо жарить поросенка целиком недельного или полуторанедельного возраста. Поросенка опустить в холодную воду, потом тотчас в кипяток минуты на две, ощипать всю шерсть, отскоблить ножом осторожно, чтобы со щетиной не срезать кожу, натереть мукой, опалить над газовой горелкой или просто зажжённой бумагой, свернутой трубкой. Сделать продольный разрез от шеи, выпотрошить, вымыть снаружи и внутри. Затем заполнить брюшину рассыпчатой гречневой кашей и зашить нитками. Смазать поросенка растопленным маслом, положить на противень и поставить в жарочный шкаф жарить. Когда зарумянится, уменьшить жар и начать поливать поросенка каждые 10 минут стекшим соком. Время жарки примерно 1 час - 1 час. 20 минут. После жарки дать остыть минут 10-15, снять нитки. Кашу использовать на гарнир. Поросенка разрезать на части. Сложив на блюдо в целом виде, подлить соку из-под поросенка и подать.

    Далее предлагается обсудить и вспомнить рецепты Рождественских и Святочных праздничных блюд. Рецепты фиксируются, копии рецептов раздаются всем участникам.

    В конце занятия между участниками распределяется приготовление тех или иных блюд, дегустация которых планируется на следующее занятие.

    Мастер-класс 4. Праздничные игрушки эрзянского народа в Новый год и Рождество

    Действующие лица: ведущий, участники мастер - класса

    Реквизит: солома (перед работой солому вымочить в теплой воде для ее мягкости и эластичности), клей ПВА, нитки с иголкой, ножницы, тонкий картон или плотная бумага, ткань;

    8-10 листов белой бумаги или цветной, карандаш, фломастеры, шаблон/ трафарет маски «Лошадь».

    Ведущий. Добрый день!

    Сегодня мы с Вами поговорим, как готовились к новогодним праздникам, в какие костюмы наряжались. Попробуем с Вами сделать новогодние маски для детей и взрослых.

    Вам уже известно, что обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. Задолго до крещения мордвы, до появления понятия Рождества Христова появился веселый молодежный праздник - Роштовань кудо (рождественский дом), который потом стал связываться с ним по времени и названию. К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась «магическими» обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер. Для проведения этого праздника молодежь собирала деньги, девушки приносили продукты и готовили еду. Дом украшали: на пол стелили солому, делали специальные украшения из бумаги, луба, соломы. Когда все было готово, вечером шли девушки по улице и кричали: «Адядо Роштовань кудос!» (Идемте в рождественский дом!).

    А сейчас молодежь вашего села собирается отдельно в каком-либо доме на Новый год?

    Накануне рождества проводился ритуал колядования или «калядань чи». Этот день ассоциировался у эрзян с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие.

    С вхождением в мордовскую обрядовую культуру христианства, обход дворов детьми и молодежью стал проводиться и во время Рождества. Участники предрождественского и рождественского обхода домов совершали так называемый обряд посевания, т.е. обсыпание хозяев и скотины зерном или рассыпание его по дому. Этим имитировались действия, совершаемые во время сева, что должно было вызвать плодовитость людей и животных, довольство в доме. Следы культа плодородия усматриваются и в приемах ряжения молодежи во время рождественских праздников в маски зверей. Особенно часто у мордвы встречались лошадиные и медвежьи маски. Образы этих животных с давних пор считались носителями доброго начала, они также символизировали активную жизненную энергию и плодоносящую силу. Делались и устрашающие маски: из луба или бумаги делали рога, большой нос, лица мазали сажей или делали из бумаги, крашенной в черный цвет, личины - чамакс (э.). Иногда на голову одевали выдолбленную внутри тыкву с прорезями для глаз и рта. Такую тыкву с зажженной внутри свечой могли нести и в руках. Подобные маски, по мнению многих исследователей, были персонификацией духов умерших. От их благосклонности, по народным воззрениям, зависело благополучие людей в новом году. Некоторые ученые полагают, что устрашающие маски как бы сближали одетых в них людей с потусторонними силами, которые именно накануне Нового года были наиболее сильны. «Сливаясь» с ними, человек старался таким образом оградить себя от их дурного влияния.

    А как сейчас в вашем селе проходят «калядань чи»? Как наряжаются дети и молодежь?

    Большое место в рождественском цикле отводилось соломе злаковых растений. Солому использовали и во время игр молодежи. Так, во время игры в «поросят» мужчина, изображавший свиноматку, подкладывал солому себе под кафтан. Юноши и девушки хлестали друг друга пучками соломы. Из соломы делали куклу или чучело лошади, которые молодежь носила по селу. Солома широко применялась и ряжеными. Они обвязывались соломенными поясами, набивали ее под одежду, делали соломенные накидки. Эти элементы костюма ряженых, а также и куклы из соломы, сжигались в конце Святок. В этих обычаях проявляется культ плодородия: солома - синоним зерна, хлеба. А церемонии сожжения соломенных чучел символизировали смерть старого года, на смену ко-торому приходил новый год.

    Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.п. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилые и хозяйственные помещения, изгоняя нечистую силу. Затем все жители с криком и шумом шли за околицу, откуда поспешно расходились по домам, уверенные в действенности своего средства.

    А в вашем селе жгли чучело на Святки? Из чего его делала?

    А теперь будем делать рождественские маски и игрушки.

    Кукла из соломы


    Рис.1

    Возьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и подстригите ножницами, чтобы они стали ровными. Получится фигурка, напоминающая очертание женщины в сарафане (см. схема 1).

    Перевяжите сверху пучок соломы на 5-ю часть длины, чтобы получить голову куклы. Можно также взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем из пучка отделите с обеих сторон по 15 соломин, сплетите из них косички, которые затем выгните полукругом. Перевяжите пучок соломы вместе с заправленными косичками на талии – и кукла готова. Снизу концы соломин также подровняйте (см. схема 2).


    Схема 1


    Схема 2

    Сначала надо сделать «закрытую голову». Возьмите пучок соломы немного по длиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевяжите туго верхушку пучка, разделите оставшуюся часть пополам и поднимите вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите отогнутый пучок руками и снова перевяжите его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки (см. схема 3). Теперь переверните пучок на 180°.


    Схема 3

    Теперь украшаем куклы.

    Волосы делаем из пакли или синтетических ниток. Для начала раскладываем нитки и связываем их посередине. Приклеиваем волосы к голове и заплетаем в косу. Глаза, нос и рот делаем рисованные или намечаем их стежками ниток.

    Чтобы сделать юбку, берем плотную бумагу/ ткань и делаем из нее выкройку. На бумажную выкройку наклеиваем солому, предварительно разрезав ее вдоль и прогладив рукой или тупой стороной ножниц. Низ юбки нашей кукла украшаем косичкой из соломы. Также вырезаем из бумаги ведра и наклеиваем на них солому.

    Наши куклы готовы!

    На рисунке 2 изображены игрушки, которые можно сделать из соломы.


    Рис. 2

    Маска «Лошадь»

    Мы предлагаем Вам сделать совместно со своими внуками и детьми новогоднюю маску.


    Далее прилагается шаблон/ трафарет маски «Лошадь».

    При склеивании деталей маски строго следовать инструкции, содержащейся в трафарете. После того как маска будет склеена, ее можно разрисовать и украсить.


    Трафарет маски. Схема сборки. Лист 1.


    Трафарет маски. Схема сборки. Лист 2.


    Трафарет маски Лист 3.

    Теперь можно отправляться на праздник!

    На занятии обсуждается вопрос об изготовлении масок и костюмов для святочных игр (кто и какой костюм из участников будет изготовлять).

    Поделиться публикацией: