Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Верования мордвы. Распространение православия в Мордовском крае. Первое здание церкви в с. Паракино

    Распространение православия в мордовском крае было длительным процессом. До принятия христианства религией мордовского народа было язычество.

    Традиционные верования мордвы сложились в условиях патриархально-общинного строя. Главенствующее положение в них играли семейно-родовые и общинные аграрные культы. В пантеоне почитаемых богов, как и у всех волжских финно-угров, выделялись образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек. Почитались богини леса, воды, ветра, огня, покровительницы полей, плодородия и т. д. Существовали представления о земных духах-хозяевах азор, азоро, держателях кирди, владыках и царях инязор, оцязор. Выделялись божества покровители деревни, сельской общины (велень кирди азорава). У мордвы-эрзян известен образ избранного богом защитника и покровителя - эрзян кирди (эрзянского держателя), помогающего людям поддерживать добрые отношения с божествами.

    В числе небесных богов паз почитались божества солнца (чи паз), грома (пурьгине паз) и молнии (ендол паз). Верховными богами в мордовском пантеоне считались небесные начала, участвующие в создании мира, Шкай (у мордвы-мокшан), Нишке (у мордвы-эрзян). Важное место в верованиях мордвы занимало почитание предков (покштят бабай). Божества и духи могли проявлять себя как доброе, так и злое начало в зависимости от поступков людей. Носителем зла считался шайтан.

    Мордовские крестьяне большое значение придавали семейным и деревенским (общинным) праздникам с жертвоприношениями в честь покровителей земледелия. Боги и духи в мордовском язычестве могли быть добрыми или злыми, если их не задобрить. Поэтому в честь своих богов мордва проводила так называемые моляны (моления). Это некий обряд с ритуалом жертвоприношения, чтением молитв. В качестве жертв приносят зерно, хлеб, монеты, мед и другое. Причем моляны устраивались на том месте, где «обитает» конкретное божество: в поле, в общинном доме. Они были направлены на достижение благополучия в земледелии и животноводстве, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности людей, усмирение недоброжелательных сил и приобщение к повседневным делам людей начал добра. Кроме молян, организовывали и праздники: семейные, общинные.

    Постепенно стали создаваться более сложные мифы, в которых переплелись разные по происхождению мифологические мотивы и образы, образуются развернутые повествования. Примером могут служить трансформация идеи демиурга в мордовском язычестве, мифы о Пургине-пазе — боге грома и т. д.

    Очагами проникновения Православия в мордовский край стали мона¬стыри, история возникновения которых в крае уходит корнями в XVI - XVII века. Среди них Пурдышевский Рождественский, Саровский, Санаксарский – в Темниковском уезде, Краснослободский Спасо-Преображенский, Атемарский Воскресенский, Богородицкий, Ильинский-Богоявленский мужские, Богородицкий женский монастыри в Саранском уезде и др.

    Первыми стали принимать православие мордовские князья и мурзы, стремившиеся таким образом сохранить свои вотчины и социальные привилегии. Государство стремилось ускорить привнесение Православия в мордовский край, применяя сначала силовые методы, что вызвало негативную реакцию мор¬довских крестьян. Сопротивление христианизации, оказанное мордвой, заставило правительство внести коррективы в политику. 16 мая 1681 г. царь Федор Алексеевич подписал указ о предоставлении льгот мордве в случае крещения («А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет»). Немалое число мордвы польстилось на льготы и крестилось, но едва удалялись священники и пристав, как новокрещеные снимали с себя кресты и продолжали жить по-старому. Спустя пять лет вышел новый указ царского правительства, в котором говорилось о том, что новокрещеная мордва «в христианской вере не тверда, в церкви божие не приходит и отцов духовных у себя не имеет» В 1740 году в Казани была учреждена Контора новокрещенских дел, призванная ускорить христианизацию на территории Среднего Поволжья. В указе царского правительства от 11 сентября 1740 года об отправлении архимандрита Дмитрия Сеченова, назначенного главой конторы, в эти губернии, повелевалось давать новообращенным льготы от податей на три года, освобождать их от рекрутской повинности, от работы на казенных заводах, «давать каждому по кресту медному, что на персях носят, весом каждый по пяти золотников, да по одной рубахе с порты, и по сермяжному кафтану с шапкою, и рукавицы, обуви чирики с чулками, а кто познатнее, тем при крещении давать кресты серебряные по четыре золотника, кафтан из сукон крашеных, какого цвета кто похочет, ценою по 50 копеек аршин, а вместо чириков сапоги ценою в 45 копеек, женскому полу волосники и очельники, по рубахе холщовой. Да от денег, мужескому полу, кои от рождения выше 15 лет, по рублю по 50 копеек, а от 10 до 15 лет — по рублю, а кои ниже 10 лет, тем — по 50 копеек».

    С деятельностью Конторы новокрещенских дел распространение православия среди мордвы приняло массовый характер: крестились целые деревни. С 1740 по 1762 год православие приняло, по подсчетам историков, 67 580 человек из мордвы.

    Стали создаваться миссионерские школы, началось использование мордовских языков для внедрения православия в мордовскую среду. Закрепление православия в мордовской среде падает на вторую половину XVIII— начало XIX веков, когда оно проникло в быт, стало составной частью уклада. Произошли изменения в повседневной жизни, обрядах (икона стала принадлежностью жилья и целого ряда обрядов, на кладбищах вместо срубов стали ставиться кресты и т. п.). Наконец, трансформировалось миро¬воззрение мордвы (внедрение идеи творения мира Богом, совмещение языче¬ских представлений о загробном мире с христианскими представлениями о рае и аде и т. п.). Сложился мордовский вариант православия, достаточно четко охарактеризованный Василием Ключевским как двоеверие, которое включа¬ло в себя помимо элементов древней мордовской веры образы и идеи христи¬анства (Богородица, Николай Чудотворец, архангел Михаил).

    В годы массового крещения в православие приняли православие и жители Паракина. Как указано в описании села в Экономических примечаниях к планам Генерального межевания, первая деревянная церковь во имя Рождества Христова в Паракине была построена прихожанами в 1753 году.

    Церковь находилась в ведение Алатырского духовного правления Нижегородской епархии. Как видно из документов Нижегородской епархии, в 1760-е годы священником церкви села Паракино был иерей Афанасий Ильин.