Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Церковь села Паракино в конце XIX – начале XX века. Священнослужители церкви

    В книге «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года», составленной Н. Баженовым (Симбирск, 1903) опубликовано описание церкви села Паракино. Церковь находилась в составе второго благочиннического округа Ардатовского уезда. Прихожанами церкви оставались только жители села Паракино и деревни Черная Промза, так как в Симкино и Бузаево к этому времени были построены свои церкви. Описание церкви села Паракино:

    «Храм деревянный, построен прихожанами в 1858 году; придел к нему и колокольня устроены в 1892 году. Престолов в нем два: главный (холодный) в честь Рождества Христова и в приделе (теплый) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли 33 дес. пахотной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика; дома у них собственные. Жалованья от казны: священнику 300 руб., диакону 150 руб. и псаломщику 100 руб.

    Прихожан: в с. Паракине (население мордва) в 291 дворах 943 мужчин и 936 женщин; в дер. Черной Промзе (при речке Штырме, в 3 верстах, препятствует сообщению с храмом весенний разлив речки Штырмы; население мордва) в 184 дворах 560 мужчин и 579 женщин; всего в 475 дворах 1503 мужчин и 1515 женщин. Земская школа существует в селе с 1882 года.

    Ближайшие села: Бузаево в 3 верстах, Кайбичево в 4 верстах, Симкино в 5 верстах и Неклюдово в 7 верстах. Расстояние от Симбирска 178 верст, от Ардатова 60 верст, от Бузаевского волостного правления (в с. Шугурово) 5 верст. Почтовый адрес – с. Большие Березники Карсунскаого уезда (18 верст)».

    Из описания церкви села с. Бузаево

    «Храм деревянный, построен прихожанами в 1896 году. Престол в нем в честь Рождества Христова. Церковкой земли: 1 1\2 дес. усадебной и 66 дес. пахотной. Причт состоит из священника и псаломщика; дома для них общественные. Жалованья от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан в с. Бузаеве (население мордва) в 164 дворах 496 мужчин и 515 женщин. Школа грамоты существует с 1897 года, помещается в церковной сторожке».

    Из описания церкви села Симкино

    «Храм деревянный, холодный, построен прихожанами в 1863 году. Престол в нем в честь Рождества Христова. Церковной земли: 30 дес. пахотной и 3 дес. сенокосной. Причт состоит из священника, дракона и псаломщика. Дом у священника собственный на общественной земле; диакон и псаломщик живут на квартирах. Жалованья от казны: священнику 300 руб., диакону 150 руб. и псаломщику 100 руб. Прихожан в с. Симкине (население мордва) в 246 дворах 983 мужчин и 1014 женщин. Церковно- приходская школа существует с 1886 года, помещается в общественном здании.

    В архивных документах сохранились имена некоторых священнослужителей церкви села Паракино конца XIX – начала XX века.

    Долгое время священником церкви служил Стефан Нечаев. Его сын, псаломщик церкви с. Паракино Михаил в начале июля 1890 года подал Прошение епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию об определении его на вакантную должность дьякона церкви с. Базарный Сызган Карсунского уезда.

    14 июля духовник Михаила, иеромонах Сергий, исповедал его и дал заключение, что препятствий к рукоположению в сан дьякона не имеется. Однако, Епархиальное руководство решило назначить Михаила Нечаева не в Базарный Сызган, а епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием Михаил 15 июля он был рукоположен в дьяконы в Сызранский Вознесенский мужской монастырь.

    1890 г., июля 14 - Прошение псаломщика церкви с. Паракино Михаила Стефановича Нечаева епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию об определении его на должность дьякона церкви с. Базарный Сызган Карсунского уезда.

    ГАУО. Ф. 134. Оп.3. Д. 393. Л. 1–1 об.

    Так как после ухода Михаила Нечаева место псаломщика в церкви села Паракино стало вакантным 19 июля 1890 года Прошение о зачислении на эту должность епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию подал выпускник Симбирской духовной семинарии Петр Марсов – сын псаломщика с. Кучкаево Ардатовского уезда Сергея Марсова. Вместе с Пршением им был представлен Аттестат об окончании семинарии. В Аттестате имеются сведения, что Петр родился в 1870 году. После обучения в Алатырском духовном училище в 1884–1890 гг. учился в Симбирской духовной семинарии. Все его оценки во время учебы были отличные и «очень хорошие»

    1890 г., июля 19 - Прошение выпускника Симбирской духовной семинарии Петра Марсова епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию о зачислении его псаломшиком в церковь с. Паракино.

    ГАУО. Ф. 134. Оп.3. Д. 377. Л. 1.

    24 ноября 1896 года в сан священника церкви села Паракино рукоположен Павел Александрович Диев – сын псаломщика церкви села Большие Монадыши Александра Диева. Павел обучался в мисбирской духовной семинарии, после окончания которой 14 августа 1894 года определен в псаломщики церкви с. Тургенево Ардатовского уезда, 10 декабря 1895 года рукоположен в дьяконы церкви с. Киржеманы. Женат на дочери священника села Капасова Ларисе Никулиной.

    28 февраля 1897 года Павел был утвержден и в звании законоучителя Паракинского земского училища, а 30 декабря 1904 года – и Черно-Промзинской школы.

    Прослужив более 10 лет священником церкви села Паракино и законоучителем Павел Александрович не довольствовался этим и в начале 1907 года подал Прошение епархиальному руководству об отпуске его для поступления в Санкт-Петербургский университет. Однако в этом ему было отказано.

    17 мая 1907 года Павел направил через архиепископа Симбирского и Сызранского Иакова новое Прошение в Святейший Правительствующий Синод о разрешении ему поступить студентом на математический или юридический факультет «какого-либо» университета. 25 июля Правительствующий Синод уведомил архиепископа Иакова, что в связи с тем, что Симбирская епархия препятствий к поступлению П. Диева не имеет, Синод разрешает ему поступить на математического отделение физико-математического факультета или юридический факультет «одного из университетов» не снимая сана.

    Для учебы Павел Александрович выбрал юридический факультет Томского университета, о чем 25 августа уведомил архиепископа Иакова с приложением Обязательства священника церкви соседнего села Бузаево совершать в его отсутствие «все священнические обязанности» по его приходу.

    В 1911 году Павел Александрович окончив Томский университет, подал Прошение в Симбирскую духовную консисторию «исходатайствовать» ему должность законоучителя и учителя законоведения в одном из средних учебных заведений. Однако в просьбе ему было отказано из-за отсутствия вакансий.

    1896 год, ноября 23 – Прошение дьякона церкви с. Киржеманы Ардатовского уезда Павла Диева в Симбирскую духовную консисторию о рукоположении в сан священника церкви с. Паракино. ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 624. Л. 3

    1907 год, мая 19 - Прошение священника церкви с. Паракино Петра Диева архиепископу Симбирскому и Сызранскому Иакову о разрешении ему поступить на математический или юридический факультет университета.

    Оставшись после поступления П.А. Диева в Томский университет без своего священника жители села Паракино 7 ноября 1907 года подали Прошение архиепископу Иакову, в котором указывали, что с 9 сентября после отъезда отца Павла Диева «наш Божий храм совершенно лишен Божественного богослужения и обильного дохода», что за исполнением всех треб приходится обращаться к священнику села Бузаево, что весьма трудно. Они остались без наставника «как стадо без пастыря». Прихожане просили назначить в церковь нового священника. Прошение подписано сельским старостой Михаилом Азаркиным и прихожанами.

    1907 года, ноября 11 – Прошение прихожан церкви с. Паракина архиепископу Симбирскому и Сызранскому Иакову о назначении вместо Павла Диева, поступившего на юридический факультет Томского университета, нового священника. ГАУО. Ф. 134. Оп. 3. Д. 624.