Меню
  • Организация
  • Проекты
  • Кухня
  • Туризм
  • Контакты
  • Услуги
  • Мордовская свадьба


    В эрзянской традиционной семье обряды играли большую роль, через обряд утверждалась преемственность нового со старым и сохранялись традиционные ценности. Такой важной ценностью для эрзян была и остается семья. Однако в эрзянском языке отсутствует слово семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово кудо (э.) — дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. Это нашло отражение и в устно-поэтическом творчестве мордвы, где семья и дом представляют синонимы. Например, в пословицах : «Эйкакш марто кудось — уцяскав кудо» (э.)(«Дом с детьми — счастливый дом»).

    Все сферы жизни семьи определялись традициями и обычаями, в том числе и проведение свадьбы. Создание новой семьи, появление нового крестьянского двора в общине считалось общественным делом и требовало признания брака со стороны общества. В заключение браков община принимала участие в виде материальной и нравственной поддержки, а также непосредственного присутствия во время свадебных гуляний. Община ревниво следила за исполнением ритуалов свадебной обрядности; мнение родственников, ближайших соседей, селения в целом являлось регулятором поведения. Об ответственности выбора супругов говорили и пословицы. например: «Кодамо пенькась, истямо отроскась» (Каково дерево, таковы и ветки)».

    Заключение браков традиционно являлось не столько делом молодых, сколько их родителей и родственников. Мордвин брал в жены прежде всего работницу и притом такую, которая была бы способна к рождению детей. Прежде чем сосватать девушку, наводили исчерпывающую справку о ней, о ее родителях, ее родных, узнавали о репутации семьи.

    Обряд свадьбы — это представление, где происходит своеобразная борьба между стороной жениха и стороной невесты. В проведении свадьбы трагичные сцены, где невеста покидает родной очаг (песни-монологи и плачи являются обращением девушки к родителям, подругам, природе и т.д.), переплетаются с жизнерадостными, веселыми песнями в доме жениха.

    Условно свадьба состоит из нескольких этапов:

    • Досвадебный – сватовство и подготовка к свадьбе
    • Свадьба
    • Послесвадебный – гуляние.

    Обряд сватовства

    Первые «переговоры» с родителями невесты проводили крестные жениха или его близкие родственники. Каравай хлеба при этом являлся обязательным атрибутом. Родители невесты давали свое согласие на брак не сразу. Если же сваты получали утвердительный ответ, то вскоре отец жениха с самыми близкими родственниками приходили к будущим сватам, обменивались хлебом и солью, договаривались о приданом, расходах на свадьбу у других подарках. Также окончательно утверждалась дата свадьбы.

    Обряды в доме невесты

    С этого момента в доме невесты начинают подготовку к свадьбе, включающую в себя целый ряд традиций и обрядов. Девушку навещают родственницы, подруги и угощают ее кашей. Так они прощаются друг с другом. Далее еще один обряд – «девичья баня». Ведя невесту в баню, подруги поют песни о том, что она покидает родной кров и прощается с девичьей жизнью. Моясь в бане, невеста причитала, приравнивая свой союз к смерти.

    Далее проходил обряд «укладки сундука» - символ материального достатка невесты и ее счастливой жизни в браке.

    Обряды в доме жениха

    Свадьба у жениха в доме является полной противоположностью свадьбы у невесты. Все заботы проходят в веселой и шумной обстановке. Мать и родственницы жениха выпекали пироги, от пяти до девяти штук. Каждому пирогу давали свое название, и каждый пирог имел свой смысл. «Священный пирог» для отца, «материнское молоко» для матери, войти в дом молодой легче с помощью «входного пирога» и т.д.

    Помывшись в бане и надев новую одежду, жених шел за свахой, которая являлась главной героиней свадебного поезда. Вторым по значимости шел друг жениха. Он охранял жениха и весь поезд от порчи, был распорядителем стола.

    Выкуп невесты

    При появлении свадебного поезда ворота во двор невесты запирались, а ее подруги и родственники требовали от приезжих выкуп. Войдя в дом, поезжане должны были дать ещё ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. Затем поезжане ставили на стол пироги и другую еду, и после моления начиналось угощение. По окончании пиршества родственницы невесты одаривали поезжан. Невеста в это время сидела в другой комнате, затем её выводили, и начинался обряд прощания невесты со своими родными.

    Получив родительское благословение, невеста отправлялась в церковь, где ее уже ждал жених. По завершению венчания пара ехала в дом родителей молодого мужа, начиналось пированье.

    Обряды в семье после свадьбы

    На следующий день проводились обряды, целью которых было приобщение девушки к новому роду. Ее нарекали невесткой, давали новое имя, представляли умершим членам рода. Завершающим обрядом мордовской свадьбы было «моление лепешек». Эта традиция заключается в том, что молодая, разложив лепешки на столе, вместе со всеми присутствующими просит, чтобы хранитель домашнего очага был к ней благосклонен.

    Широко бытовал обряд приобщения молодой снохи к семейно-родовому культу. Традиция обязывала к тому, чтобы новая невестка совершила умилостивительное жертвоприношение в виде вышитого полотенца и своей доли воска для родовой свечи. Цель обряда — выпросить покровительство для нового члена семьи. По количеству полотенец на свече в семье можно было определить число взятых в род снох.

    В современном мире, конечно, сыграть такую свадьбу очень сложно. В настоящее время свадьбе присущи не все обрядовые действия. Уже не соблюдаются такие обряды как причитания невесты, поедание каши, расплетание косы и многие другие. В силу того, что молодые сами договариваются о женитьбе, сватовство как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает лишь символический характер. Жених и его близкие родственники приходят в дом невесты, чтобы оговорить срок свадьбы. Но некоторые обряды сохранились до сих пор. Перед отъездом свадебных поезжан родители благословляют своего сына, при этом отец держит в руках икону, а мать каравай свежего хлеба. Главным лицом в поезде все также считается сваха. Когда свадебный кортеж подъезжает к дому невесты, ее подруги и родственники запирают двери и требуют от приехавших выкупа, при этом в шутливой форме высмеивая их. Современный выкуп невесты – это весёлые конкурсы и каверзные вопросы, которые задают жениху подружки невесты. После того, как невеста с женихом садятся в машину, главные распорядители с целью предохранения от «колдунов» и «злодеев» трижды обходят его, держа в руках кнут и икону. Из старины сохранился обычай осыпать молодых пшеном, зерном, монетками, чтобы жизнь была богатой и счастливой.

    Мастер-класс 1. Театрализованное представление «Эрзянская свадьба»

    Действующие лица: жених, невеста, сваха, уредев (шафер, участник свадебного поезда со стороны жениха), родители и родственики невесты и жениха.

    Реквизит: полотенце вышитое, платок головной для невесты, две ленточки, кольцо, монетки, хмель, ведра, коромысло, веник, старая шуба (дубленка), фотоаппарат.

    Перед началом мастер-класса предлагается посмотреть видео ролик о мордовской свадьбе. Затем участникам предлагается провести некоторые из элементов свадьбы. Из числа участников выбираются действующие лица, которые будут на сцене выполнять свои роли в соответствии с указаниями ведущего.

    Ведущий: Утром перед отправлением за невестой уредев и сваха обходят свадебный поезд три раза - огораживают. Уредев ножом делает кресты, а сваха поёт.

    Сваха: 
    Велень-сядонь пас, матушка,	Бог  села, матушка,
    Велень-кирди, корьминець!	Хранитель села, кормилец!
    Аштек берянь арсиде,	Защитите нас от зломыслящего.
    Ваномизь лихой ломанде.	Сохрани от лихого человека.
    Верьга ливти лихоенть	По верху летящему лихому
    Синдить кавто сёлмонзо,	Сломай оба крыла,
    Алга юты беряненть	По низу идущему врагу
    Синдить кавто пильгензэ!	Сломай обе ноги!
    

    Ведущий: А в это время в доме невесты готовятся к приезду поезжан, прежде всего одевают невесту. Расплетают одну косу, заплетают в две косы. Женщины-родственницы невесты с причитаниями начинают расплетать ей косу.

    Родственница (подружка) невесты:
    Пиже дуга-парыям!	Молодая сестрица-золовушка!
    Мазы дугам-парыям!	Красивая сестрица-золовушка!
    Тука, парыям, рознясынек	Дай, золовушка разрозним
    Сэрень вити тонть пулот,	Украшающую стан- твою косу,
    Копоре мазы прячереть.	Красоту спины – твои волосы.
    Седь икеле эрямсто,	При прежней твоей жизни, 
    Седь икеле аштемстэ	При прежнем твоём бытье
    Эзнек ургале черезэть,	Не касались мы до твоих волос,
    Эзнек кунтле пулозот.	Не брались за твою косу.
    Тукая ней, парыям,	Дай-ка теперь, золовушка, 
    Розняснэк прячереть, 	Разрозним твои волосы.
    Ней а кармат, парыям,	Теперь не станешь, золовушка,
    Чи валдосо кантлемест,	Носить их при свете солнечно,
    Капмат кекшезь кирдемест,	Станешь держать их спрятанными,
    Чоподасо кантлемест.	Станешь в темноте носить их.
    

    Ведущий: Невеста и гости наряжены, прибыл свадебный поезд и начинается выкуп невесты. А какие конкурсы, шуточные задания есть в вашем селе при выкупе невесты?

    (пробуют провести эти задания для жениха и его родни во время импровизированного выкупа).

    Ведущий: После окончания выкупа молодых благословляют родители невесты. Молодые кланяются им в ноги. Свадебный поезд трогается, невеста сидит спиной к движению и горько плача, кидает колечко. Среди детей начинается соревнование, кто быстрей найдёт его, а взрослые их подзадоривают. Есть поверье: если найдёт кольцо мальчик - значит первенец у молодых будет мальчик, а если девочка - значит девочка. Если колечко ловит подружка невесты, то она следующей выйдет замуж. Все отправляются в церковь на венчание, после чего возвращаются в дом жениха, куда невеста входит молодой женой.

    Родители жениха выходят на крыльцо, отец с иконой в руках, мать с караваем и солонкой. Молодые встают на белое, чистое полотенце. Это символизирует начало их совместной жизни. Вместе с ними выходит также родственница в вывороченной шубе, в руках она держит сковородку с хмелем. Она осыпает хмелем и произносит: «Будь легка в работе, как хмель» или «Пусть, как хмель, вылетят из твоей головы девичьи мысли». По окончании этой церемонии молодых вводят в дом. Есть поверье: кто первым это сделает, тот будет в семье главным. Невесту подводят к печке, где из лучинок зажигают огонь, тем самым показывая, где её место - будь пекущей и варящей. Вся родня рассаживается за богатые столы и начинается гулянье. А какие в вашем селе есть веселые конкурсы песни и танцы для свадебного гуляния?

    Далее предлагается провести несколько свадебных конкурсов и игр.

    1. Один из обрядов, который делали на второй день, это был «сор»: «Солому занесут в дом, с деньгами смешают, а невеста должна выкупить веник, подмести. Сами веник из рук вырвут, опять невесте надо новый веник выкупить, а деньги сорят везде».
    2. Знакомство невесты с колодцем. Родственницы жениха идут показывать невесте колодец или родник, откуда черпают воду. По пути домой невесту, несущую полные ведра, разыгрывают: незаметно подходят к ней и стараются вылить воду. Невеста этому сопротивляется, жених ей помогает. Родственники продолжают разыгрывать невесту до тех пор, пока она не бросит кольцо. Они заняты поиском кольца, а невеста тем временем приносит воду в дом» (можно предложить невесте просто пройтись, донести ведро воды, если найдется коромысло и с двумя ведрами воды).

    В завершение мастер-класса предлагается сделать общее «семейное» фото.

    Мастер-класс 2. «Свадебные песни эрзян»

    Реквизит: гармонь или баян, фотоаппарат, принесенные участниками мастер – класса элементы национального костюма.

    Действующие лица: гармонист, исполнители песен и танца.

    Ведущий: На этом мастер-классе мы попробуем вспомнить песни и танцы, которые исполнялись на эрзянской свадьбе. Вот некоторые из них.

    Эрзянь Полюнесь
    Эрзянь Полюне
    Поля-бояравине. 
    Полине эрясь 
    Эрзянь велень кудосо -- 2-ксть. 
    Васня муськизе 
    Кочкарява палянзо, 
    Мейле шлякшнынзе 
    Раужо кедень кемнензэ -- 2-ксть. 
    Сыргась Полюша 
    Васов вирев мастумарьс. 
    Каршонзо ардсь 
    Крандазс кильдезь алаша — 2-ксть.
    Эйсэнзэ озадо 
    Эрзянь велень од цёра. 
    Кодак Полянь неизе -- 
    Сеске седейс саизе -- 2-ксть. 
    Седейс саизе, 
    Мейле Полянь чиизе. 
    Кудов ветизе, 
    Паро полакс теизе -- 2-ксть. 
    Эрзянь Полюне.
    Миколька лелякай, саикс улят — саемак
    Вай, кува якан, мон гуляян
    Вай, кува якан, мон моран,
    Вай, киштян-моран ды налксян
    Вай, монсь аванень а ёвтан.
    Евтан ансяк Просай дованень,
    Евтан вечкема Просай патянень,
    Евтан Миколька лелянень.
    Миколька алякай, лелякай,
    Миколька, вечкевикс алякай,
    Бути саикс улят — саемак,
    Бути вешикс улят — вешемак.
    Ченгинь-палынь чей тикшекс,
    Ченгинь-коськинь мель мольстезь,
    Румолгадынь мон Рав тикшекс,
    Раушкадынь соказь модынекс,
    Ожолгадынь мон одажакс,
    Ашолгадынь пор пандалонь поркс.
    Миколька, алякай, лелякай,
    Тонсь тейтерьксчинем маник,
    Паро цера мон теть чачтынь,
    А тонь тесонь кроватенть стувтык...
    Миколька, алякай, лелякай,
    
    Восхваление свахи
    Свахай-бояраванем,
    Свахай-азоравием!
    Тынь мезе мельга якиде-пакиде,
    Адядоя ванынка
    Минек пиже дуганок,
    Минек мазы дуганок.
    Тынь знярс якиде-пакиде,
    Знярс лисиде-совиде,
    Чаржав экшсэ сэрезэ,
    Паця экшсэ чамазо!
    Эзинк редсе чамазонзо.
    А течинь чисэ, свахай,
    Оляс таргинек сэрензэ
    Оляс ливтинек чаманзо!
    Минек пиже дуганок 
    Вере-вере нупальсэ.
    Нупалень валдо вальмало,
    Ашо конёв теневзэ,
    Сиянь салмукс кельсэнзэ.
    Минек пиже дуганок
    А васьказь-оймазь эриця,
    А ильнезь-кольнезь аштиця
    Ужо кевкстядызь, свахай,
    Кевкстядызь, бояравинем.
    Ускить эзить, свахай,
    Мештезэнзэ крест ведьме,
    Мештень келесэ сюлгамо,
    Пилензэнзэ тонгинь пилекст,
    Сурозонзо сиянь суркс,
    Кедезэнзэ пижень кетькс,
    Палянь викшнемс суринеть.
    
    Песня «Сюк сюк Ковава»
    Апак фатя новольсь вирь удалов чись,
    Апак фатя ковось менель ежос лиссь. 
    
    Припев: Сюк сюк Ковава, якат менель киява, 
    Тонеть шумбра кши, а монень шумбрачи 
    
    Матедевсть ломантне, кеместэ удыть.
    Каштмолить кискатне, удомаст ванстыть. 
    
    Припев: Сюк сюк Ковава, якат менель киява, 
    Тонеть шумбра кши, а монень шумбрачи 
    
    Валске атякш марто удомам прядса, 
    Кепе лисян кардов, пелюмам чавса. 
    
    Припев: Сюк сюк Ковава, якат менель киява, 
    Тонеть шумбра кши, а монень шумбрачи
    

    Ведущий: Предлагаем сейчас вместе исполнить одну из эрзянских песен на ваш выбор. (Выбирается один или несколько солистов, исполняющих национальные песни по своему выбору).

    - Кроме национальных песен предлагаем исполнить частушки на эрзянском языке. (участники исполняют частушки)

    - После прекрасного исполнения песен предлагаем попробовать исполнение национального танца. (участники исполняют танцы)

    В заключение мастер-класса проводится краткая беседа для получения обратной связи о проведенном занятии и делается общее фото участников.

    Мастер-класс 3. «Угощения в праздник свадьбы. Кухня в свадебном обряде эрзян»

    Действующие лица: ведущий, участники мастер-класса.

    Добрый день!

    Сегодня мы продолжаем знакомиться с эрзянской свадьбой. Остановимся на такой ее важной части как обрядовая кухня/свадебные угощения.

    В доме невесты свадебные обряды начинались с посещения девушки родственницами, которые угощали ее кашей (пшенной). Вместе с кашей они приносили несколько сдобных лепешек, а от своих мужей - по паре лаптей. (Их клали затем в сундук невесты вместе с ее приданым.) В частности, пшенная каша не только была изысканным блюдом во время свадьбы, но с ней был связан и специальный обряд, который в различных местах проживания мордвы- эрзян носит неодинаковое название: в Мордовии его называют кашань ярсамо (э.) - поедание каши или кашань кандомо (э.) - принесение каши; у самарской мордвы он получил наименование кашань урнеме - причитания над кашей.

    А как в вашем селе называется этот обряд?

    Иногда невеста сама вместе с подругами обходила родню, где ее также угощали кашей. Этот обряд символизирует начало свадьбы и последний день нахождения невесты в доме своих родителей.

    А вы знаете, как готовится такая каша? Какой рецепт приготовления свадебной пшенной каши в вашем селе?

    Мы предлагаем вам следующий рецепт пшенной каши: Мордовская пшенная каша (Шонгарям)

    • 1 стакан пшена,
    • 0,5-1 л молока,
    • 50-75 г сливочного масла,
    • 150-200 г обрезков любого отварного мяса,
    • 1-2 вареных яйца,
    • 1-2 луковицы.

    Пшено промыть несколько раз в холодной воде, затем обдать кипятком и варить до полуготовности (10 - 15 мин), чтобы не разварилось в воде. После чего жидкость слить, а в кашу залить молоко, в котором уварить ее до густоты. Готовую кашу заправить маслом, мелко накрошенными кусочками мяса (зайчатины, свинины, говядины - любого) или курицы, рублеными яйцами и измельченным луком и тщательно размешать. После этого добавить в кашу небольшие кусочки верхней корки от свежевыпеченного черного домашнего хлеба (для этого срезается только сухая, зазубренная часть корки, совершенно без мякоти). Если домашнего хлеба нет, то покупной для этой цели лучше не использовать - он лишь испортит вкус каши, в то время как корка домашнего хлеба придаст ей особое вкусовое своеобразие (в этом случае каша должна постоять перед подачей 5-10 минут, чтобы корка упрела).

    Много обрядовых блюд готовилось к свадьбе.

    Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый из пирогов имел свое название и назначение.

    Самый большой и важный из пирогов лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты. В зависимости от того, каким он получался, судили о достоинствах девушки: если этот пирог во время печения поднимался, это означало, что молодая народит много сыновей; если же он расползался, то невеста будет бесплодной и злой.

    Второй по важности пирог - совамо пряка или совамокедьге (э.) (входной пирог). Он облегчал поезжанам вход в дом невесты и ее родственников, где она скрывалась от сватов.

    Пирог ава ловсо (э.) (материнское молоко) предназначался матери невесты за воспитание дочери. Его вручали либо мать жениха, либо сваха вместе с платком и онучами лаптей. При этом ее благодарили за то, что она вырастила такую хорошую дочь. В некоторых местах готовили и атяньловцо (э.) (молоко старика, отца). В него вместо начинки клали три косточки.

    Иногда дарили пирог и крестной матери невесты. Его делали с разной начинкой, а сверху украшали узором.

    Для подруг невесты пекли девичий пирог - тейтерень пряка (э.), его сваха приносила в дом крестного отца, дяди невесты или замужней сестры, где она вместе с подругами скрывалась от поезжан.

    Из других свадебных выпечек нельзя не сказать об особых пирогах, например «Груди молодушки» с начинкой из творога, сопровождавших специальное моление в доме жениха, во время которого просили верховного бога Нишке, чтобы молодушка имела много молока и чтобы родила семерых сыновей и столько же дочерей.

    Во многих местах пекли курник. Вместо начинки внутрь клали овес, поэтому на еду он не годился. Зато его очень красиво украшали бумажными цветами, лентами. Курник носили во время свадьбы за молодыми повсюду: в церковь, по домам родственников, за водой. Его несли только молодые женщины, которые с ними и плясали, передавая его друг другу. Во время выхода молодой за водой у речки с курника срывали цветы и бросали их в воду, а сам пирог несли обратно домой.

    Родственницы невесты в свою очередь пекли пирог, предназначенный будущему зятю - содамонъ пряка (э.) (пирог зятя). В дом жениха его привозили в первый день свадьбы, когда молодые возвращались из церкви.

    А в вашем селе пекли «особые» пироги на свадьбу? Может быть, вы поделитесь рецептом?

    Следует отметить самый большой, свадебный главный пирог лукш, который выпекался матерью жениха и отправлялся на угощенье родных невесты вместе со свадебным поездом, ехавшим за невестой. Его пекли обязательно круглым по форме из пшеничной муки с начинкой в 7-12 слоёв: нижний слой из пшенной каши, затем из творога, особые слои составляли вареная курица, куриные яйца или яичница. Верхушку пирога украшали выпеченными из пресного теста фигурками птиц, звёздочками, веточкой яблони, цветными нитками, лентами и бисером. Специальное лицо, ответственное за доставку пирога, следит за тем, чтобы с ним ничего не случилось по дороге. Если его сомнут или испортят - это плохая примета для новобрачных. Фигурки из теста, что находятся наверху пирога, должны есть только женщины и девушки - подруги невесты и родственницы жениха. А вот начинку пирога - курицу, яйца и кашу - жених и невеста съедают вместе. Это залог их будущего семейного счастья, богатства и большого количеств детей.

    А какое главное блюдо было на вашей свадьбе? Может, вы нам расскажите? Сохранились ли традиции свадебного угощения в настоящее время?

    (Ведущий мастер- класса должен пригласить участников к дискуссии.)

    Итак, сегодня мы познакомились с некоторыми блюдами свадебной эрзянской кухни.

    В заключение хотелось бы выяснить ваше мнение, что интересного и полезного вы узнали?

    Мастер-класс 4. «Секреты народного мастерства и творчества в свадебном обряде эрзян»

    Действующие лица: ведущий, участники мастер-класса.

    Реквизит: Вафельное полотенце, (вафельная ткань шириной 1,5 или 1 м и длиной — 50 см умноженное на количество участников)

    • Нитки мулине 5 цветов (красный, желтый, зеленый, черный, белый), (5 цветов по 1 мотку на каждые 5 участников)
    • Ножницы (1 шт. на каждые 3 участника)
    • Бумага в клеточку (1 тетрадь в клетку 48 листов)
    • Ластик (1 шт. на каждые 3 участника)
    • Схема вышивки (1 лист со схемой на каждого участника
    • Карандаш (1 шт. на каждого участника)
    • Пяльца (1 шт. на каждого участника)
    • Набор игл (количество наборов в зависимости от количества игл в одном, чтобы приходилось на одного участника по игле)

    Ведущий: Добрый день!

    Сегодня мы продолжаем знакомиться с эрзянской свадьбой. Остановимся на такой ее важной части как мастерство рукоделия в свадебном костюме и обрядах эрзян.

    Мордовская свадьба представляла собой сложный комплекс обрядов и состояла из различных фольклорных, символических и материальных элементов, среди которых важную роль играли дары и одежда жениха и невесты.

    Почему? Как вы считаете?

    (Прозвучат разные ответы, и ведущий должен будет сделать общий вывод о том, что все это правильно, что все это говорит о богатой культуре мордовского, в частности эрзянского народа, которая выражается через творчество и рукоделие.)

    Свадебный костюм, дары выполняли обрядовые, ритуально-магические и эстетические функции и указывали на родоплеменную или семейную принадлежность через вышивку. Да, именно через этот, один из древнейших видов прикладного искусства.

    Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. Для вышивки использовались нити, окрашенные растительными красителями: отваром из корней и трав, почек, листьев, коры деревьев. Встречается простейшая вышивка красной и черной шерстью. С особенным старанием древние мастерицы оформляли края одежды, здесь кроме вышивки нашивались плетеные или кожаные шнуры, тесьма, оловянный бисер и мелкие пастовые бусы, бронзовые пластиночки. Вероятно, что, исходя из возможностей, в одно и то же время женщины могли использовать отделку дорогими материалами, такими, как бронзовые украшения, бисер и бусы, а также со-здавать их имитацию, которая выполнялась вышивкой.

    Каждая мордовская девушка должна была уметь вышивать. Та, которая этому не научилась, вынуждена была заказывать у сельских мастериц вышитую одежду. Семья такой факт скрывала, чтобы не опозорилась дочь. С особой ответственностью свое мастерство искусных вышивальщиц девушки показывали окружающим, когда готовили свадебное покрывало для одной из своих подружек.

    Платок-покрывало, или «вельтявкс» (э), «фата» (м., э.), «вишка шаршав» (э), был обязательным элементом костюма мордовской невесты на протяжении всех свадебных обычаев и обрядов, начиная уже с первого знакомства с нею родственников жениха. Большое прямоугольное полотнище, сшитое из нескольких точей холста, украшалось традиционной вышивкой. Многогранность традиционной культуры мордовского народа нашла своеобразное воплощение в декоративном оформлении покрывала невесты: у эрзи – вертикальными полосами плотной ковровой вышивки. Края оформлялись вышивкой с кистями или в виде тесьмы. В середине этого холста невеста вышивала большой узор в виде звезды с двенадцатью концами. Считалось, что покрывало способно было оберегать невестку от гнева духов чужого рода.


    Рис. 1. Мордовская невеста под покрывалом

    У эрзи невеста надевала покай (свадебное платье), которое символизировало брачный возраст, переход из одной возрастной категории в другую. Свадебный костюм невесты-эрзянки особенно выделялся, он был покрыт до середины груди сплошным орнаментом - сплошной ковровой вышивкой. В его орнаменте, образах, изобразительной пластике нашли отражение богини воды, леса и плодородия, восходящих к языческой древности, культу обожествляемой природы. Немаловажную роль в костюмах мордовской невесты играли пояса с украшениями пулай («набедренники-пояса»), семантически обозначающие границу миров - верхнего, т. е. космоса, и нижнего - земного бытия. Важное значение вышивки в костюме невесты объясняется многими причинами. Считалось, что невеста нуждалась в особенной защите от порчи, нечистой силы, поэтому ее одежда украшалась всевозможными обереговыми символами, орнаментом, родоплеменными и семейными знаками. Поэтому вышивальщицы использовали сермы(знаки), семиотическую систему для кодирования религиозно-магической информации, поскольку в древности вышивка выполняла функции обере-га. Вышивка имела важное эстетическое значение, поэтому молодые соревновались в искусстве вышивания. Вышиваемые знаки-символы (обереговые, родоплеменные и семейные) на праздничных и подвенечных платьях были иными, чем на будничных рубахах.

    Ни одна мордовская свадьба не обходилась без даров, которых требовалось много. Чтобы сыграть посредственную мордовскую свадьбу, необходимо было от 10 до 20 вышитых женских рубах, приблизительно столько же мужских, значительное количество вышитых головных уборов, полотенец, платочков и т.п. Они готовились постепенно в течение нескольких лет. В конце XIX в. часть подарков, которые невеста дарила родственникам мужа (мужские рубашки, платки), были покупными. Остальное она должна была сделать своими руками. Непосредственно перед свадьбой ей помогали подруги, собираясь в ее доме.

    Наряду с однотонными росписью и набором существовали многоцветные вышивки, выполнявшиеся счетной гладью. Бытовало множество вариантов исполнения данной вышивки. В эрзянском костюме счетной гладью заполняли узкие полоски, напоминавшие тесьму, сотканную на дощечках.

    Как вы думаете, какие цвета преобладают в мордовской вышивке?

    Красный - цвет радости, жёлтый - цвет тепла, зелёный – цвет жизни. Незамысловатый узор из зигзагов или мелких ромбов строился на контрасте красного фона и темно-зеленого либо черного рисунка. Введение в отделку золотой нити усиливало колористические эффекты.

    Своеобразно нашла применение в эрзянской одежде техника цветной перевити, напоминающей широкую мережку, которую выполняли по продернутой в одном направлении (по основе или по утку) ткани. Перевить по разреженной сетке давала эффект ажурного строчевого шитья со сложными геометрическими узорами.

    Самым простым приемом, косой стежкой, мордовские вышивальщицы начинали и завершали отделку одежды вышивкой. На основе косой стежки получил развитие прием мордовского креста, когда по косой стежке прокладывается встречным наклоном второй ряд, усиливающий рельеф линии.

    Рушник в мордовских свадьбах играет роль родового оберега. Рушник - полотенце длиной от 1 до 3 метров, расшитое узорами, - это символическое напоминание о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. Одно из основных значений свадебного рушника - жизненный путь, по которому вместе должны пройти сначала жених и невеста, а потом уже муж и жена. В свадебном обряде мордвы использовалось до 40 рушников. Рушник обязательно вешался на икону, которой благословляли родители невесту; его брали под каравай; связывали руки невесты с рукой жениха – как символ неразлучности. Основной рушник вышивался для молодых, его стелили под ноги, когда венчались в церкви, и его же вешали над молодыми за столом; дарили го-стям и украшали свадебный поезд. На рисунке мы видим один из примеров эрзянского рушника.

    А в вашем селе есть традиция вышивать рушник? Что именно вышивают на рушнике, в какой технике?

    В заключение хочется сказать, что у каждого народа орнаментация одежды вышивкой, ее колорит, технические особенности исполнения имеют свое самобытное решение, отражают вкусы и идеалы, формировавшиеся веками. В этом и есть богатство народной культуры.


    Рис. 2 Эрзянский рушник

    Сегодня я вам предлагаю попробовать вышить рисунок одним из технических приемов, используемых в мордовской народной вышивке.

    Может быть, кто-то из участников покажет нам, как вышивали раньше и сейчас в вашем селе? Далее можно показать презентацию о технике вышивания мордовского народа и перейти непосредственно к практике.

    Поделиться публикацией: